Специальность

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБАЗОВАНИЯ

«РОЩИНСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ
МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «ДУХОВЫЕ И УДАРНЫЕ
ИНСТРУМЕНТЫ»

Предметная область
ПО.01.МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО
Программа по учебному предмету
ПО.01.УП.01.СПЕЦИАЛЬНОСТЬ

(ФЛЕЙТА)

г.п. Рощино
2022 г.

Структура программы учебного предмета.
I. Пояснительная записка
 Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном
процессе
 Срок реализации учебного предмета
 Объём учебного времени, предусмотренный учебным планом
образовательного учреждения на реализацию учебного предмета
 Форма проведения учебных аудиторных занятий
 Цель и задачи учебного предмета
 Обоснование структуры программы учебного предмета
 Методы обучения
 Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
II. Содержание учебного предмета.
 Сведения о затратах учебного времени
 Годовые требования по классам
III. Требования к уровню подготовки обучающихся.
IV. Формы и методы контроля, система оценок.
 Аттестация: цели, виды, форма, содержание
 Контрольные требования на разных этапах обучения
 Критерии оценки
V. Методическое обеспечение учебного процесса.
 Методические рекомендации педагогическим работникам
 Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся
VI. Список литературы и средств обучения.

I. Пояснительная записка.
 Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном
процессе
Программа учебного предмета «Специальность» по виду инструмента «флейта»,
далее – «Специальность (флейта)» разработана на основе и с учётом федеральных
государственных требований к дополнительной предпрофессиональной
общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Духовые и
ударные инструменты».
Учебный предмет «Специальность (флейта)» направлен на приобретение
обучающимся знаний, умений и навыков игры на флейте, получение ими
художественного образования , а также на эстетическое воспитание и духовнонравственное развитие ученика.
Программа рассчитана на выработку у обучающихся навыков творческой
деятельности, умения планировать свою домашнюю работу, навыков
осуществления самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью,
умения давать объективную оценку своему труду, формирования навыков
взаимодействия с преподавателями.
Выявление одарённых детей в раннем возрасте позволяет целенаправленно
развивать их профессиональные и личные качества, необходимые для
продолжения профессионального обучения.
Данная программа отражает разнообразие репертуара, академическую
направленность учебного предмета «Специальность (флейта)», а также
возможность индивидуального подхода к каждому ученику.
Программа следует тем принципам, на которых основана общепедагогическая
деятельность, главным из которых для нас являются: следование в обучении от
общего к частному, принципы последовательности и поступательности в
развитии, доступности и наглядности. Программа учитывает весь спектр
дарования детей – от малоспособных до чрезвычайно одарённых. Это позволяет
находить индивидуальные решения возникающих творческих и педагогических
задач, чётко спланировать учебный процесс, дифференцированно и взвешенно
подходить к решению насущных и перспективных вопросов.
Обучение на флейте является трудоёмким и длительным, так как этот инструмент
считается самым сложным в освоении других деревянных духовых.
За время обучения ученик должен научиться самостоятельно разучивать и
грамотно, выразительно исполнять на инструменте произведения, а также
овладеть приёмами читки с листа и элементами ансамблевой игры.

Список произведений, рекомендуемый на каждый учебный год, должен
варьироваться педагогом в зависимости от индивидуальных способностей
обучающегося, то есть репертуар должен включать в себя несколько вариантов.
Самым перспективным способом отчётности у обучающихся является исполнение
музыкальных произведений на концертах и экзаменах в течение учебного года.
Количество выходов на сцену может варьироваться в зависимости от степени
подготовленности ученика.
Обязательным должно быть участие в академических концертах, проходящих в
конце каждого полугодия.
Наиболее подготовленные дети участвуют дополнительно в тематических
концертах и отчётных концертах школы.
Главной составляющей успеха исполнителя произведений на сцене является её
техническая сторона. Приобретённые навыки технической оснащённости
обучающийся должен демонстрировать на технических зачётах.
Обучение игре на флейте требует от обучающегося, помимо музыкальных
способностей, также хорошего здоровья и физической подготовки.
Правильная постановка исполнительского аппарата и дыхания, являются одним
из наиболее необходимых условий успешного обучения. Постоянное внимание
следует уделять точной интонации – важнейшему средству музыкальной
выразительности. Для выработки точной интонации необходимо постоянно
развивать музыкальный слух ученика, а также чувство самоконтроля.
Задача преподавателя- выявить и развить способности, склонности и возможности
каждого ученика. В настоящее время всё более возрастают актуальность и
значимость раннего выявления музыкальных способностей детей. Музыкальное
развитие имеет ничем незаменимое воздействие на общее развитие: формируется
эмоциональная среда, развиваются воображение, воля, фантазия, обостряется
восприятие, активизируются творческие силы разума и энергия мышления даже у
самых инертных детей.
Ученика следует также познакомить с историей инструмента, его строением,
правилами ухода за ним.
За время обучения преподаватель должен научить учеников самостоятельно
разучивать и грамотно, выразительно исполнять на инструменте произведения из
репертуара. На занятиях по музыкальному инструменту ученик овладевает также
навыками чтения с листа несложных произведений, ансамблевых и оркестровых
партий, игры в различных ансамблях.
Большое значение для музыкального развития обучающегося имеет работа с
концертмейстером. Исполнение произведений в сопровождении аккомпанемента
обогащает музыкальные представления обучающегося, помогает лучше понять и
усвоить содержание произведения. Исполнение с аккомпанементом укрепляет и

совершенствует интонацию и ритмическую организацию, заставляет добиваться
согласованного ансамблевого звучания. Навыки ансамблевого исполнения
необходимо прививать ученику с первых лет обучения, подготавливая его тем
самым к занятиям в оркестровом классе.
В работе над репертуаром педагог должен добиваться различной степени
завершённости исполнения: одни произведения подготавливаются для
публичного исполнения, другие – для показа в условиях класса, третьи - с целью
ознакомления. В педагогической работе следует руководствоваться принципами
постепенности и последовательности. С первых же уроков обучающиеся должны
внимательно изучать доступные им художественные произведения, точно
прочитывать и передавать авторский текст, вслушиваться в своё исполнения,
анализировать технические трудности, постоянно повышая требовательность к
качеству звучания инструмента, атаке звука, интонации.
Развитие техники необходимо подчинять главной задаче - умению обучающегося
осознать и правдиво передать художественный замысел изучаемых музыкальных
произведений. Развитию техники способствует систематическая работа над
упражнениями, гаммами, этюдами. Урок в классе по специальности является
основой учебной и воспитательной работы.
 Срок реализации учебного предмета «Специальность (флейта)». Для детей,
поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте с
восьми до одиннадцати лет, составляет 5 лет. Для детей, не закончивших
освоение образовательной программы основного общего образования или
среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в
образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные
образовательные программы в области музыкального искусства, срок освоения
может быть увеличен на один год.

 Форма проведения учебных аудиторных занятий:
Индивидуальная, продолжительность урока – 40 минут.
Индивидуальная форма позволяет преподавателю лучше узнать ученика, его
музыкальные возможности, способности, эмоционально-психичекие особенности.

 Объём учебного времени, предусмотренный учебным планом
образовательного учреждения на реализацию учебного предмета
«Специальность (флейта)»
Срок обучения

5 лет

6 лет

Максимальная учебная нагрузка

924

1138,5

363

445,5

561

693

(в часах)
Количество
часов на аудиторные занятия
Количество

часов

на

внеаудиторную
(самостоятельную) работу

 Цель и задачи учебного предмета «Специальность (флейта)»
Цель:
- развитие музыкально-творческих способностей обучающегося на основе
приобретённых навыков в области духового исполнительства;
-выявление наиболее одарённых детей и подготовки их к дальнейшему
поступлению в образовательные учреждения, реализующие образовательные
программы среднего профессионального образования по профилю предмета.
Задачи:
- развитие интереса и любви к классической музыке и музыкальному творчеству;
- развитие музыкальных способностей: слуха, памяти, ритма, эмоциональной
сферы, музыкальности и артистизма;
- освоение музыкальной грамоты как необходимого средства для музыкального
исполнительства на ударных инструментах;
- овладение основными исполнительскими навыками игры на ударных
инструментах, позволяющими грамотно исполнять музыкальные произведения
соло и в ансамбле;
- обучение навыкам самостоятельной работы с музыкальным материалом, чтение
с листа нетрудного текста;
- развитие исполнительской техники как необходимого средства для реализации
художественного замысла композитора;
приобретение детьми опыта творческой деятельности и публичных выступлений;
- формирование у наиболее одаренных выпускников осознанной мотивации к
продолжению профессионального обучения и подготовки их к вступительным
экзаменам в образовательные учреждения, реализующие профессиональные
образовательные программы.

 Обоснование структуры программы учебного предмета «Специальность
(флейта)».
Обоснование структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты
работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного
предмета;
- распределение учебного материала по годам обучения;
- описание дидактических единиц учебного предмета;
- требования к уровню подготовки обучающихся;
- формы и методы контроля, система оценок;
- методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «
Содержание учебного предмета».
 Методы обучения.
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются
следующие методы обучения:
Словесные – рассказ, беседа, объяснение
Наглядные – наблюдение, демонстрация
Практические - упражнения воспроизводящие и творческие
 Описание материально-технических условий реализации учебного предмета.
Материально-техническая база образовательного учреждения соответствует
санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. Учебные
аудитории для занятий по учебному предмету «Специальность (флейта)» имеют
площадь не мене 9 кв. м. и звукоизоляцию. В образовательном учреждении
создаются условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта
музыкальных инструментов.

II. Содержание учебного предмета.
 Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
учебного

предмета

«Специальность

(флейта)»,

на

самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия:

максимальную,

Срок обучения – 5 (6) лет
Распределение по годам обучения
Класс

1

2

3

4

5

6

Продолжительность учебных занятий

33

33

33

33

33

33

2

2

2

2,5

2,5

2,5

(в неделях)
Количество часов на аудиторные
занятия в неделю
Общее количество

363

82,5

часов на аудиторные занятия
445,5
Количество

часов

на

3

3

3

4

4

4

самостоятельные занятия в неделю
Общее количество

561

132

часов на самостоятельные занятия
693
Максимальное количество часов на

5

5

5

6,5

6,5

6,5

занятия в неделю
Общее

максимальное

количество 165 165 165 214,5 214,5 214,5

часов по годам
Общее

максимальное

количество

924

часов на весь период обучения
1138,5

214,5

Учебный материал распределяется по годам обучения классам. Каждый класс
имеет свои дидактические задачи и объем времени, данный для освоения
учебного материала.
Виды внеаудиторной работы:
- самостоятельные занятия по подготовке учебной программы;
- подготовка к контрольным урокам, зачетам и экзаменам;
- подготовка к концертным, конкурсным выступления;
- посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов,
музеев и др.);
-

участие

обучающихся

в

творческих

мероприятиях

и

культурно-

просветительской деятельности образовательного учреждения и др.

Годовые требования по классам.
1 класс
Развитие музыкально-слуховых представлений и музыкально- образного
мышления.
Знакомство с названиями частей инструмента, правилами настройки инструмента.
Постановка правильного исполнительского дыхания и губного аппарата.
Обучение приему звукоизвлечения, понятие об атаке звука.
Организация игровых движений. Аппликатура.
Изучение нотной грамоты, чтение нот в первой и второй октавах.
Простые динамические, аппликатурные, штриховые обозначения в нотном тексте.
Овладение штрихами: деташе, легато.
Знакомство с гаммами, упражнениями на развитие координации.
Формирование первоначальных навыков самостоятельного разбора нотного
текста.
Выучивание пьес для концертного исполнения.

В течение года ученик должен освоить:
Мажорные и минорные гаммы, арпеджио трезвучий в тональностях до двух
знаков включительно в одну или две октав, в умеренном темпе, штрихом деташе,
легато; арпеджио тонических трезвучий в прямом движении в умеренном темпе;
8 – 10 различных музыкальных произведений: народные мелодии, пьесы
песенного и танцевального характера;
6 – 8 этюдов и упражнений на различные виды техники.
Примерный репертуарный список
Абрамский А. «Вишенки»
Александров А. «Новогодняя полька»
Бакланова Н. Мазурка
Бах И.С. «Утро», Скерцо, Менуэт, Песня.
Бекман Л. «Ёлочка»
Белорусская народная песня «Бульба» обработка Власова В., «Перепёлочка»
Бетховен Л. «Прекрасный цветок», Немецкий танец, «Сурок»
Брамс И. Колыбельная песня
Брянский Н. «Детская песенка»
Витлин В. «Весенний ручеёк»
Владимиров В. «Маленький барабанщик»
Гаврилин В. «Шутник»
Гайдн Й. Песенка
Гедике А. Танец
Гендель Г. Адажио.
Гладков Г. «Песенка львенка и черепахи»
Глинка М. «Полька»
Гречанинов А. «Весельчак»
Дварионас Б. Прелюдия
Дунаевский И. Колыбельная из кинофильма «Цирк»
Дусек И. Старинный народный танец

Зверев А. «Маленькое рондо»
Ильина Р. «Козлик»
Иорданский М. «Песенка про чибиса», «Голубые санки»
Кабалевский Д. Вальс, «Ночью на реке»; «Хоровод», «Вприпрыжку», «Прогулка»
Калинников В. «Тень – тень», «Киска»
Караманов А. «Птички»
Карасева В. «Жук»
Качурбина Л. «Мишка с куклой»
Кларк Д. Менуэт
Компанеец З. Вальс
Конов В. «Наигрыш»
Красев М «Медвежата», «Ёлочка»
Крылатов Е. «Колыбельная медведицы»
Кюи Ц. «Вприсядку»
Левина З. «Неваляшки», «Матрешки»
Лещинская Ф. «Полька»
Литовская народная песня «Добрый мельник»
Лобачева Г. «Курочка-рябушечка», «Чижик»
Ломова Т. «Плясовая»
Лукин С. «Скакалка», «Скорая помощь», «Важная улитка», «Игра в мяч»
Лядов А. «Зайчик»
Майкапар С. «Росинки»
Моцарт В.А. «Майская песня», «Азбука», «Дуэт», «Песенка пастушка»,
«Колыбельная», Менуэт
Островский А. «Азбука»
Парцхаладзе М. «Плачет котик»
Попонов В. «Наигрыш»
Потоловский Н. «Охотник»

Рамо. Ригодон
Ревуцкий Л. Песенка
Словацкая народная песня «Спи, моя милая»
Стравинский И. Ларгетто
Тиличеева Е. «Песенка скворцов»
Филлипенко А. «Я на лошади скачу»
Чайковский П.И. «Русская песня»
Читчян Г. «Прилетай скорей, скворец»
Шаинский В. «Белые кораблики» , «Песенка мамонтёнка» из м/ф «Мамонтёнок»
Шапорин Ю. Колыбельная
Шитте Л. «Любопытная курочка»
Шкодова М. «Три синички»
Шуберт Ф. Серенада
Шуть В. «Солнечные зайчики»
Русские народные песни:
«Вдоль по улице»
«Кукушка»
«Посею лебеду»
«Пастушок»
Этюды :
Должиков Ю. Этюд № 2, 3
Платонов Н. Этюды № 6, 7
Попп. Этюды № 8, 9
Примерные программы экзамена
1 вариант
Карасева В. «Жук»
Филлипенко А. «Я на лошади скачу»
2 вариант

Русская народная песня «Ты пойди, моя коровушка, домой»
Моцарт В.А. «Майская песня»
3 вариант
Кабалевский Д. Вальс
Гречанинов А. «Весельчак»

2 класс
Развитие музыкально-слуховых представлений и музыкально- образного
мышления. Активизация музыкального слуха. Укрепление навыков взаимосвязи
внутреннего слуха и игровых движений.
Работа над постановкой игрового аппарата: укрепление и развитие амбушюра,
исполнительского дыхания, развитие подвижности языка и пальцев.
Расширение игрового диапазона, совершенствование качества звука.
Усложнение интонационных, динамических, метроритмических задач.
Совершенствование навыков исполнения штрихами: деташе, легато, стаккато. 10
Практическое изучение мелодических украшений: короткий и долгий форшлаги,
мордент.
Исполнение хроматической гаммы от удобных по тесситуре звуков в умеренном
темпе.
Освоение навыков самостоятельного разбора произведений.
Чтение с листа.
Подбор по слуху простых мелодий (в диапазоне октавы).
В течение года ученик должен освоить:
 Мажорные и минорные гаммы, арпеджио трезвучий в тональностях до трёх
знаков включительно в одну или две октав, в подвижном темпе, штрихом
деташе, легато; арпеджио тонических трезвучий в прямом движении в
подвижном темпе; хроматическая гамма штрихом деташе, легато;
 8 – 10 пьес различного характера;
 6 – 8 этюдов и упражнений.
Примерный репертуарный список
Бакланова Н. «Хоровод», Мелодия

Бах - Гуно. Ave Maria
Блантер М. «Катюша»
Брамс И. «Петрушка»
Варламов А. «Красный сарафан», «Что ты рано, травушка»
Гайдн Й. Менуэт
Гурилев А. «Колокольчик»
Жербин М. «Русский танец»
Каемпферт В. «Странники в ночи»
Калинников В. «Грустная песенка»
Каркасси Дж. Аллегретто
Легран М. «Шербургские зонтики»
Легран М. Мелодия
Моцарт В.А. Аллегретто из оперы «Волшебная флейта», Деревенский танец
Хачатурян А. «Скакалка», «Андантино»
Чайковский П.И. «Марш деревянных солдатиков», «Старинная французская
песенка», «Сладкая греза», «Полька», «Вальс» из «Детского альбома»
Шаинский В. «Голубой вагон» из м/ф «Старуха Шапокляк»
Шебалин В. Прелюдия
Шостакович Д. Колыбельная
Шуман Р. «Весёлый крестьянин»
Этюды :
Гарибольди Г. Этюды № 3, 4
Должиков Ю. Этюды № 4, 6, 10 11
Платонов Н. Этюды № 8,10
Примерные программы экзамена
1 вариант
Чайковский П.И. «Старинная французская песенка» Шаинский В. «Голубой
вагон» из м/ф «Старуха Шапокляк»
2 вариант

Каркасси Дж. Аллегретто
Хачатурян А. «Скакалка»
3 вариант
Моцарт В.А. Аллегретто из оперы «Волшебная флейта»
Блантер М. «Катюша»

3 класс
Дальнейшее развитие музыкально-образного мышления, связи между слухом и
игровыми движениями.
Систематическая работа над улучшением качества звучания инструмента и
выразительности исполнения.
Совершенствование навыков исполнения штрихами: деташе, легато, нон легато,
стаккато. Работа над интонацией, техникой артикуляции. Дальнейшее расширение
динамических возможностей.
Усложнение ритмических задач. Практическое освоение мелизмов: группетто,
трели.
Развитие навыков самостоятельного разбора и изучения несложных
произведений.
Работа над произведением крупной формы.
Повышение требовательности к выразительному исполнению.
Чтение с листа, в том числе пьес, изученных ранее.
Подбор по слуху знакомых мелодий.
В течение года ученик должен освоить:
 Мажорные и минорные гаммы, арпеджио трезвучий в тональностях до пяти
знаков включительно, хроматическая гамма; D7 с обращениями;
 6 – 8 произведений одно-, двух-, трёхчастной формы различного характера;
 1 – 2 произведения крупной формы (части концерта, сонаты; вариации);
 8 – 10 этюдов и упражнений.
Примерный репертуарный список
Бах И.С. Гавот из Английской сюиты №3, Менуэт из «Нотной тетради Анны
Магдалены Бах», Соната a-moll

Боккерини Л. «Аллегро», Менуэт
Гаврилин В. «Каприччио», «Танцующие куранты»
Гендель Г. Гавот, Аллегро, Ларгетто
Гершвин Д. «Колыбельная Клары» из оперы «Порги и Бес», «Острый ритм»,
Summertime, «Хлопай в такт»
Глиэр Р. Ария, «У ручья»
Госсек Ф. «Тамбурин»
Граном Л. Аллегро
Гуно Ш. Мелодия
Дворжак А. Юмореска
Дебюсси К. Маленький негритенок
Дезмонд П. «Пробуем на пять»
Джоплин С. Регтайм «Артист эстрады»
Должиков Ю. Скерцо
Каччини Д. «Ave Maria»
Керн Д. «Ты всё для меня»
Корелли А. Гавот, Куранта, Сарабанда
Крылатов Е. «Крылатые качели» из к/ф «Приключения электроника»
Куперен Ф. Сарабанд
а Лаптев В. Песня
Легран М. «Лето знает»
Локателли П. Соната
Люлли Ж. «Гавот»
Лядов А. Прелюдия
Майкапар С. Полька
Манчини Г. «Charade»
Марчелло Б. Адажио
Мендельсон Ф. «Весенняя песня»

Мокроусов Б. «Одинокая гармонь»
Моцарт В.А. Менуэт из «Маленькой ночной серенады»
Мусоргский М. «Слеза»
Обер А. Тамбурин, Жига, Престо
Огинский М. Полонез
Парцхаладзе М. «Веселая прогулка»
Перголези Дж. Адажио
Петербургский Г. «Синий платочек»
Прокофьев С. «Гавот» из «Классической симфонии»
Раков Н. «Прогулка», «Скерцино»
Рахманинов С. Итальянская полька
Ребиков В. «Вальс» из музыки к сказке «Ёлка»
Хренников Т. «Колыбельная Светланы»
Цфасман А. Фокстрот «Радостный день»
Цыбин. В. Старинный танец
Чайковский П. И. «Танец пастушков» из балета «Щелкунчик»
Шостакович Д. Романс из к/ф «Овод»
Шуберт Ф. «Колыбельная песня»
Этюды :
Кёллер Л. Этюды № 20, 22
Платонов Н. Этюды № 27,28
Попп В. Этюды № 12,14
Фишер О. Этюд № 27
Примерные программы экзамена
1 вариант
Раков Н. «Скерцино» Шостакович Д. Романс из к/ф «Овод»
2 вариант
Каччини Д. «Ave Maria» Жербин М. «Русский танец»

3 вариант
Боккерини Л. Менуэт Джоплин С. Регтайм «Артист эстрады»
4 класс
Совершенствование исполнительских навыков, техники исполнительского
дыхания при более высоких требованиях к качеству звука в разных регистрах и
выразительности исполнения.
Развитие навыков самостоятельного разбора и изучения музыкальных
произведений.
Повышение требовательности к осмысленному выразительному исполнению,
пониманию формы произведения.
Совершенствование навыков чтение с листа, подбора по слуху.
В течение года ученик должен освоить:
 Мажорные и минорные гаммы, арпеджио трезвучий в тональностях до пяти
знаков включительно, хроматическая гамма; D7 с обращениями;
 6 – 8 произведений одно-, двух-, трёхчастной формы различного характера;
 1 – 2 произведения крупной формы (части концерта, сонаты; вариации);
 8 – 10 этюдов и упражнений.
Примерный репертуарный список
Абрэу Ц. «Тико-тико»
Бах И. С. Сюита h-moll для флейты и струнного оркестра: Рондо, Сарабанда,
Бурре, Менуэт, Полонез, Ария из Оркестровой сюиты D-dur
Беллини В. Каватина «Casta diva» из оперы «Норма»
Брамс И. Венгерский танец
Ваньхал Я. Менуэт с вариациями
Вивальди А. Концерт для гобоя ля-минор 3 часть
Гаврилин В. Тарантелла
Глазунов А. «Гавот» из балета «Барышня – служанка»
Глиэр Р. Романс
Дакен Л. «Кукушка»

Данкля Ш. Вступление, тема и вариация на тему Паччини, Вариации на тему
Беллини
Дварионас Б. «Элегия»
Делиб Л. Пиццикато-полька
Должиков Ю. Вариации
Кемпферт Б. Strangers in the night
Куперен Ф. «Маленькие ветряные мельницы»
Легран М. I will wait for you, The windmills of your mind
Лойе Дж. Б. Соната D-dur, Соната d-moll
Металлиди Ж. Танец кукол
Моцарт В. «Маленькая ночная серенада»
Перголези Дж. Сицилиана
Рамо Ж.Ф. Тамбурин
Рубинштейн А. Вальс-каприс
Сен-Санс К. «Лебедь» из сюиты «Карнавал животных»
Скарлатти Д. Соната e-moll
Хачатурян Танец из балета «Спартак»
Хренников Т. Романс, Полька
Чайковский П.И. Песня без слов, Сентиментальный вальс
Шееринг Г. «Колыбельная»
Шнитке А. «Сюита в старинном стиле»
Штраус И. Полька «Трик – трак»
Шуберт Ф. «Ave Maria»
Этюды:
Кёллер Л. Этюды № 30, 32
Платонов Н. Этюды № 32,33
Попп В. Этюды № 28,29
Примерные программы экзамена

1 вариант
Скарлатти Д. Соната e-moll. 1 часть.
Глазунов А. «Гавот» из балета «Барышня – служанка»
Металлиди Ж. Танец кукол
2 вариант
Данкля Ш. Вступление, тема и вариация на тему Паччини
Перголези Дж. Сицилиана
Кемпферт Б. Strangers in the night
3 вариант
Бах И. С. Менуэт, Полонез из Сюиты h-moll для флейты и струнного оркестра
Глиэр Р. Романс
Гаврилин В. Тарантелла
5 класс
Углубление знаний о стилистических, жанровых особенностях, художественной
ценности исполняемых произведений.
Совершенствование пальцевой беглости и техники артикуляции.
Подготовка выпускной программы.
Совершенствование концертных выступлений для различных аудиторий.
В течение года ученик должен освоить:
 Мажорные и минорные гаммы, арпеджио трезвучий в тональностях,
хроматическая гамма разных ритмических вариантах; D7 с обращениями;
 8 – 10 произведений различных эпох и стилей;
 2 произведения крупной формы;
 4 – 6 этюдов и упражнений на различные виды техники.
Примерный репертуарный список
Алябьев А. «Соловей»
Бабаев А. «Ноктюрн»
Бах И.С. Прелюдия № 8 из «Хорошо темперированного клавира», Скерцо из
сюиты h-moll, Соната Es-dur, BWV 525, Концерт d-moll

Ваньхал Я. Менуэт с вариациями.
Вивальди А. Концерт для гобоя с оркестром a- moll
Гендель Г. Ф. Соната №2, Соната №7
Глинка М.И. Кадриль
Глюк К.В. «Мелодия»
Григ Э. Поэтическая картинка e-moll
Гуно Ш. Танец из оперы «Фауст»
Данкла Ш. Вариации на тему Вейгеля, Вариации на тему Маркаданте
Дюбюк А. «Волчок»
Казакевич Э. Тарантелла
Корелли А. «Шутка», Три сонаты для скрипки и фортепиано
Косма Ж. «Осенние листья»
Лойе Ж. Соната h-moll
Моцарт В. Адажио из сонаты №4, Канцонетта
Мошковский М. Испанский танец
Обер Ж. «Жига»
Поплянова Е. Прелюдия для флейты и гитары.
Прокофьев С. Танец рыцарей из балета «Ромео и Джульетта»
Рубинштейн А. Романс
Телеман Г. Кантабиле и аллегро, Соната C-dur, Сонатина
Фадеев В. Элегия
Хачатурян Танец из балета «Спартак»
Чайковский П.И. Песня без слов, Сентиментальный вальс
Чимароза Д. Концерт для гобоя До-мажор
Шуберт Ф. Музыкальный момент
Ященко Т. «Прощальное танго»
Этюды :
Галкин И. Этюды №5, 17

Платонов Н. Этюды № 38, 40
Попп В. Этюды № 30, 31
Барт Л. Этюд №103
Примерные программы выпускного экзамена
1 вариант
Лойе Дж. Б. Соната D-dur
Мошковский М. Испанский танец
Косма Ж. «Осенние листья»
2 вариант
Бах И.С. Соната Es-dur, BWV 525
Рубинштейн А. Романс
Казакевич Э. Тарантелла
3 вариант
Гендель Г. Соната №2.
Ященко Т. «Прощальное танго»
Прокофьев С. Танец рыцарей из балета «Ромео и Джульетта»

III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Данная программа отражает разнообразие репертуара, академическую
направленность учебного предмета «Специальность (флейта)», а также
возможность индивидуального подхода к каждому ученику. Содержание
программы направлено на обеспечение художественно-эстетического развития
личности и приобретения ею художественно-исполнительских знаний, умений и
навыков.
Реализация программы обеспечивает:
- наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству,
самостоятельному музыкальному исполнительству;
- сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков,
позволяющий использовать многообразные возможности флейты для достижения
наиболее убедительной интерпретации авторского текста, самостоятельно

накапливать репертуар из музыкальных произведений различных эпох, стилей,
направлений, жанров и форм;
- знание репертуара для флейты, включающего произведения разных стилей и
жанров (полифонические произведения, сонаты, концерты, пьесы, этюды,
инструментальные миниатюры) в соответствии с программными требованиями;
- знание художественно-исполнительских возможностей флейты;
- знание профессиональной терминологии;
- наличие умений по чтению с листа несложных музыкальных произведений;
- навыки слухового контроля, умение управлять процессом исполнения
музыкального произведения; - навыки по использованию музыкальноисполнительских средств выразительности, выполнению анализа исполняемых
произведений, владения различными видами техники исполнительства,
использования художественно оправданных технических приемов;
- наличие творческой инициативы, сформированных представлений о методике
разучивания музыкальных произведений и приемах работы над
исполнительскими трудностями;
- наличие навыков репетиционно-концертной работы в качестве солиста.
IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК
 Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Основными видами контроля успеваемости являются:
- текущий контроль успеваемости учащихся
- промежуточная аттестация
- итоговая аттестация.
Каждый вид контроля имеет свои цели, задачи, формы.
Текущий контроль направлен на поддержание учебной дисциплины, выявление
отношения к предмету, на ответственную организацию домашних занятий, имеет
воспитательные цели, может носить стимулирующий характер. Текущий
контроль осуществляется регулярно преподавателем, оценки выставляются в
журнал и дневник учащегося. При оценивании учитывается:
- отношение ученика к занятиям, его старания и прилежность;
- качество выполнения предложенных заданий; - инициативность и проявление
самостоятельности как на уроке, так и во время домашней работы;
- темпы продвижения.

На основании результатов текущего контроля выводятся четверные оценки.
Особой формой текущего контроля является контрольный урок, который
проводится преподавателем, ведущим предмет.
Промежуточная аттестация определяет успешность развития учащегося и
степень освоения им учебных задач на определенном этапе. Наиболее
распространенными формами промежуточной аттестации являются контрольные
уроки, проводимые с приглашением комиссии, зачеты, академические концерты,
технические зачеты, экзамены.
Каждая форма проверки (кроме переводного экзамена) может быть как
дифференцированной (с оценкой), так и не дифференцированной.
При оценивании обязательным является методическое обсуждение, которое
должно носить рекомендательный, аналитический характер, отмечать степень
освоения учебного материала, активность, перспективы и темп развития ученика.
Участие в конкурсах приравнивается к выступлению на академических концертах
и зачетах. Переводной экзамен является обязательным для всех.
Переводной экзамен проводится в конце каждого учебного года, определяет
качество освоения учебного материала, уровень соответствия с учебными
задачами года.
Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся в
конце учебных полугодий в счет аудиторного времени, предусмотренного на
предмет «Специальность (флейта)». Экзамены проводятся за пределами
аудиторных учебных занятий, то есть по окончании проведения учебных занятий
в учебном году, в рамках промежуточной (экзаменационной) аттестации.
К экзамену допускаются учащиеся, полностью выполнившие все учебные
задания.
По завершении экзамена допускается его пересдача, если обучающийся получил
неудовлетворительную оценку. Условия пересдачи и повторной сдачи экзамена
определены в локальном нормативном акте образовательного учреждения
«Положение о текущем контроле знаний и промежуточной аттестации
обучающихся».
Итоговая аттестация определяет уровень и качество владения полным
комплексом музыкальных, технических и художественных задач в рамках
представленной сольной программы. На экзамене выставляется оценка и
фиксируется в соответствующей документации.
Учащимся, не прошедшим итоговую аттестацию по уважительной причине (в
результате болезни или в других исключительных случаях, документально

подтвержденных), предоставляется возможность пройти итоговую аттестацию в
иной срок без отчисления из образовательного учреждения, но не позднее шести
месяцев с даты выдачи документа, подтверждающего наличие указанной
уважительной причины (согласно Положению о порядке и формах проведения
итоговой

аттестации

обучающихся,

освоивших

дополнительные

предпрофессиональные общеобразовательные программы в области искусств).

 Критерии оценки
5 («отлично»)

технически качественное и художественно
осмысленное исполнение, отвечающее всем
требованиям на данном этапе обучения

4 («хорошо»)

оценка отражает грамотное исполнение, с
небольшими недочетами (как в техническом
плане, так и в художественном)

3 («удовлетворительно») исполнение с большим количеством недочетов, а
именно: недоученный текст, слабая техническая
подготовка, малохудожественная игра, отсутствие
свободы игрового аппарата и т.д.
комплекс недостатков, являющийся следствием
отсутствия домашних занятий, а также плохой
(«неудовлетворительно»)
посещаемости аудиторных занятий

2

«зачет» (без отметки)

отражает достаточный уровень подготовки и
исполнения на данном этапе обучения.



Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения является основной. В
зависимости от сложившихся традиций того или иного учебного заведения и с
учетом целесообразности оценка качества исполнения может быть дополнена
системой «+» и «- », что даст возможность более конкретно отметить
выступление учащегося.

Фонды оценочных средств, призваны обеспечивать оценку качества
приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков, а также степень
готовности учащихся выпускного класса к возможному продолжению
профессионального образования в области музыкального искусства.
При выведении итоговой (переводной) оценки учитывается следующее:
- оценка годовой работы ученика;
- оценка на академическом концерте, зачете или экзамене;
- другие выступления ученика в течение учебного года.
Оценки выставляются по окончании каждого полугодия учебного года.
V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
Методические рекомендации педагогическим работникам
В работе с учащимся преподаватель должен следовать принципам
последовательности, постепенности, доступности, наглядности в освоении
материала.
Весь процесс обучения должен быть построен от простого к сложному, и
учитывать индивидуальные особенности ученика: физические данные, уровень
развития музыкальных способностей.
Необходимым условием для успешного обучения является формирование у
ученика уже на начальном этапе правильной постановки губ, рук, корпуса,
исполнительского дыхания.
Развитию техники в узком смысле слова (беглости, четкости, ровности и т.д.)
способствует систематическая работа над упражнениями, гаммами и этюдами.
При освоении гамм, упражнений, этюдов и другого вспомогательного материала
рекомендуется применение различных вариантов – штриховых, динамических,
ритмических и т. д.
Работа над качеством звука, интонацией, ритмическим рисунком, динамикой –
важнейшими средствами музыкальной выразительности – должна
последовательно проводиться на протяжении всех лет обучения и быть предметом
постоянного внимания педагога.
При работе над техникой необходимо давать четкие индивидуальные задания и
регулярно проверять их выполнение.
В учебной работе также следует использовать переложения произведений,
написанных для других инструментов или для голоса. Рекомендуются

переложения, в которых сохранен замысел автора и широко использованы
характерные особенности флейты.
В работе над музыкальными произведениями необходимо прослеживать связь
между художественной и технической сторонами изучаемого произведения.
Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся
1. Самостоятельные занятия должны быть регулярными и систематическими.
2. Периодичность занятий: каждый день.
3. Количество часов самостоятельных занятий в неделю: от двух до четырех.
Объем самостоятельной работы определяется с учетом минимальных затрат на
подготовку домашнего задания с учетом параллельного освоения детьми
программы основного общего образования, а также с учетом сложившихся
педагогических традиций в учебном заведении и методической целесообразности.
4. Ученик должен быть физически здоров. Занятия при повышенной температуре
опасны для здоровья и нецелесообразны, так как результат занятий всегда будет
отрицательным.
5. Индивидуальная домашняя работа может проходить в несколько приемов и
должна строиться в соответствии с рекомендациями преподавателя по
специальности. Ученик должен уйти с урока с ясным представлением, над, чем
ему работать дома. Задачи должны быть кратко и ясно сформулированы в
дневнике. Содержанием домашних заданий могут быть:
- упражнения для развития звука и исполнительского дыхания (выдержанные
ноты);
- работа над развитием техники (гаммы, упражнения, этюды);
- работа над художественным материалом (пьесы или произведение крупной
формы);
- чтение с листа.
6. Периодически следует проводить уроки, контролирующие ход домашней
работы ученика.
7. Для успешной реализации программы «Специальность (флейта)» ученик
должен быть обеспечен доступом к библиотечным фондам, а также аудио- и
видеотекам, сформированным по программам учебных предметов.
VI . СПИСКИ РЕКОМЕНДУЕМОЙ НОТНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
«Школа игры на флейте» Н.Платонов 1988
«Хрестоматия для флейты» Пьесы 1-2 класс Сост. Ю. Должиков –М.1984

«Этюды для флейты» ДМШ 1-5 класс Издательство - М. «Музыка»1984
«30 этюдов для флейты» Дж. Гарибольди Венгрия 1986
Пьесы для начинающих «Золотой репертуар флейтиста». Издательство
Композитор» - С- Петербург 1995
«Детский альбом для флейты и фортепиано». Старшие классы 2000
«Альбом популярных пьес» переложение для флейты М. «Музыка» 1990
«Хрестоматия для флейты» 5-й класс ДМШ, Пьесы и ансамбли М.«Музыка» 2004
«Романтический альбом» Издательство «Композитор» С - П. 1999
«Альбом юного флейтиста» М. «Советский композитор» 1986
«Альбом ученика флейтиста» Учебно - педагогический репертуар для ДМШ Киев
1973
В.Баркаускас Сюита для детей «В зоопарке» для дер. дух. инструментов Вильнюс
1969
«Избранные произведения для флейты» Сост. Н.Платонов М. 1946 Э.Келлер «10
этюдов для флейты» М., 1940
Э.Келлер «15 этюдов для флейты» М., 1947
Э.Келлер «Этюды для флейты» Тетр. 2- М., 1960
«Педагогический репертуар для флейты» сост. Ю. Должиков М., 1956
«Педагогический репертуар для флейты» сост. Ю. Должиков М., 1980
Н.Платонов «30 этюдов для флейты» М., 1938
«Пьесы русских композиторов для флейты» ред. Ю. Должикова
«Сборник пьес» ред. Г. Мадатова, Ю.Ягудина М., 1950
«Старинные сонаты» ред. Ю. Должиков М., 1977
«Учебный репертуар для ДМШ» Флейта, 1 класс Киев, 1977
«Учебный репертуар для ДМШ» Флейта 2 класс Киев, 1978
«Учебный репертуар для ДМШ» Флейта 3 класс Киев, 1970
«Учебный репертуар для ДМШ»Флейта 4 класс Киев, 1980
«Учебный репертуар для ДМШ»Флейта 5 класс Киев, 1981
«Хрестоматия для флейты» 3-4 класс ДМШ сост. Ю. Должиков М.,

«Хрестоматия для флейты»3-4 класс ДМШ сост. Ю. Должиков М., 1982
«Хрестоматия педагогического репертуара для флейты» Ч.1/сост. Ю.Должиков
М.,1969
«Хрестоматия педагогического репертуара для флейты» Ч.2/сост. Ю.Должиков
М.,1971
«Хрестоматия педагогического репертуара для флейты» Ч.3/сост. Ю. Должиков
М.,1972
Ю. Должиков «Нотная папка флейтиста №1»М., 2004
А.Корнеев «Альбом флейтиста» М.,2006
«Любимые произведения для флейты» Будапешт 1974
Альбом популярных пьес «Лунный свет»
М.,2009 А.Гофман «Альбом переложений популярных пьес для флейты и
фортепиано» М.,2005
П.Чайковский «Альбом пьес» М., 2004
«Старинные сонаты» М., 1977
Методическая литература
1. Волков Н.В. Вопросы методики обучения игре на духовых инструментах:
методическое пособие для детских музыкальных школ, детских музыкальных
школ, детских школ искусств, средних специальных музыкальных школ. – М.,
2002. – 60 с..
2. Крючков А.А. Основы постановки исполнительского дыхания при игре на
духовых музыкальных инструментах для учащихся начального и среднего
специального образования: методические рекомендации. – М., 1985. – 19 с..
3. Платонов Н. Вопросы методики обучения игре на духовых инструментах. – М.,
1958
4. Платонов Н. Школа игры на флейте. – М.: «Музыка», 1983. – 158с.
5. Розенберг В. Интерактивное методическое пособие по игре на флейте. – М.:
«Свинг», 2000. 25
6. Усов Ю.А. Организация учебного процесса по специальности на духовом
отделении // Методические записки по вопросам музыкального образования. –
Вып.3. – М.: «Музыка»,1991. – С.76 – 88


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».