Ансамбль

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОЩИНСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ
МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «ДУХОВЫЕ И
УДАРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»

Предметная область
ПО.01 Музыкальное исполнительство
Программа по учебному предмету
ПО.01.УП.02.АНСАМБЛЬ

(Флейта)

г.п. Рощино
2022 г.

Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка


Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном
процессе



Срок реализации учебного предмета



Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом
образовательной организации на реализацию учебного предмета



Форма проведения учебных аудиторных занятий



Цели и задачи учебного предмета



Обоснование структуры программы учебного предмета



Методы обучения



Описание материально-технических условий реализации учебного
предмета

II. Содержание учебного предмета


Сведения о затратах учебного времени



Годовые требования

III. Требования к уровню подготовки учащихся


Требования к уровню подготовки на различных этапах обучения

IV. Формы и методы контроля, система оценок


Аттестация: цели, виды, форма, содержание;



Критерии оценки

V. Методическое обеспечение учебного процесса
VI. Список литературы

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Характеристика учебного предмета, его место и роль в
образовательном процессе.

Программа учебного предмета «Ансамбль» разработана на основе и с учетом
федеральных государственных требований к дополнительной
предпрофессиональной общеобразовательной программе в области
музыкального искусства «Духовые и ударные инструменты». Учебный предмет
«Ансамбль» направлен на приобретение обучающимися знаний, умений и
навыков совместной игры на инструментах, получение ими художественного
образования, а также на эстетическое воспитание и духовно-нравственное
развитие ученика. Занятия ансамблем являются базой для дальнейшего
профессионального роста учащихся, укрепляют и развивают ансамблевые
навыки, являются первой ступенью подготовки оркестрового музыканта.
Выявление одаренных детей в раннем возрасте позволяет целенаправленно
развивать их профессиональные и личные качества, необходимые для
продолжения профессионального обучения. Программа рассчитана на
выработку у обучающихся навыков творческой деятельности, умения
планировать свою домашнюю работу, навыков осуществления
самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью, умения давать
объективную оценку своему труду, формирования навыков взаимодействия с
преподавателем.


Срок реализации учебного предмета

Срок реализации данной программы:
1. 5 лет, с 4 по 8 класс по образовательной предпрофессиональной программе
со сроком обучения 8 лет
2. 4 года, со 2 по 5 класс по образовательной предпрофессиональной
программе со сроком обучения 5 лет.


Объём учебного времени, предусмотренный учебным планом
образовательного учреждения на реализацию предмета «Ансамбль»:

Срок обучения – 8 (9) лет
Класс

С 4 по 8

9

Максимальная учебная нагрузка (в часах)

330

132

Количество часов на аудиторные занятия

165

66

Количество часов на внеаудиторные занятия

165

66

Консультации (часов в неделю)

2

2

Класс

2-5

6

Максимальная учебная нагрузка (в часах)

264

132

Количество часов на аудиторные занятия

132

66

Количество часов на внеаудиторные занятия

132

66

Консультации (часов в неделю)

2

2

Срок обучения – 5 (6) лет

Объём учебного времени, предусмотренный учебным планом
образовательного учреждения на реализацию учебного предмета «Ансамбль»
составляет 1 академический час в неделю. Продолжительность учебных
занятий составляет 33 недели в год.


Форма проведения учебных аудиторных занятий:

Мелкогрупповая, от 2х человек. В работу класса ансамбля могут вовлекаться
учащиеся, обучающиеся на различных оркестровых инструментах (духовых,
струнных) и фортепиано.


Цели и задачи обучения по предмету «Ансамбль»

Цели:
• выявление наиболее одаренных детей в области музыкального
исполнительства и подготовки их к дальнейшему поступлению в
образовательные учреждения, реализующие образовательные программы
среднего профессионального образования в области искусств.
• развитие музыкально-творческих способностей обучающегося на основе
приобретенных им знаний, умений и навыков в области ансамблевого
исполнительства.
Задачи:

• развитие интереса и любви к классической музыке и музыкальному
творчеству;
• развитие музыкальных способностей: слуха, памяти, ритма, эмоциональной
сферы, музыкальности и артистизма;
• освоение музыкальной грамоты как необходимого средства для музыкального
исполнительства;
• овладение основными исполнительскими навыками совместной игры,
позволяющими грамотно исполнять музыкальные произведения в ансамбле;
• развитие исполнительской техники как необходимого средства для
реализации художественного замысла композитора;
• обучение навыкам самостоятельной работы с музыкальным материалом,
чтение с листа нетрудного текста;
• приобретение детьми опыта творческой деятельности и публичных
выступлений;
• формирование у наиболее одаренных выпускников осознанной мотивации к
продолжению профессионального обучения.


Обоснование структуры программы учебного предмета

Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все
аспекты работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
учебного предмета;
- распределение учебного материала по годам обучения;
- описание дидактических единиц учебного предмета;
- требования к уровню подготовки обучающихся;
- формы и методы контроля, система оценок;
- методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел
программы «Содержание учебного предмета».



Методы обучения

Выбор методов обучения по предмету «Ансамбль» зависит от:
• возраста учащихся;
• их индивидуальных способностей;
• от состава ансамбля;
• от количества участников ансамбля.
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета
используются следующие методы обучения:
- словесный (рассказ, объяснение);
- метод показа;
- частично – поисковый (ученики участвуют в поисках решения
поставленной задачи).
Предложенные методы работы с ансамблем духовых инструментов в
рамках предпрофессиональной образовательной программы являются
наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач
учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся
традициях ансамблевого исполнительства на духовых и ударных
инструментах.


Описание материально-технических условий реализации учебного
предмета «Ансамбль»

Материально-техническая база образовательного учреждения должна
соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны
труда. Учебные аудитории для занятий по учебному предмету «Ансамбль»
должны иметь площадь не менее 12 кв.м. для мелкогрупповых занятий и
репетиционный зал для крупногрупповых и сводных репетиций,
звукоизоляцию и наличие, желательно, разнообразных инструментов группы
флейт (пикколо, альтовая, басовая, различные блок флейты), а также рояль,
пульты для нот. В образовательном учреждении должны быть созданы условия
для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных
инструментов.
II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Учебный материал распределяется по годам обучения – классам. Каждый
класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, направленные на
освоения учебного материала.
Виды внеаудиторной работы:
• подготовка к контрольным урокам, зачетам и экзаменам;
• подготовка к концертным выступлениям;
• участие обучающихся в творческих мероприятиях и культурнопросветительской деятельности образовательного учреждения и др.
При наличии инструментов в учебном заведении и при наличии достаточного
числа обучающихся возможно дублирование определенных партий по
усмотрению руководителя ансамбля.
Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
учебного предмета «Ансамбль», на максимальную, самостоятельную нагрузку
обучающихся и аудиторные занятия:
Срок обучения - 8 (9) лет
Аудиторные занятия: с 4 по 8 класс - 1 час в неделю, в 9 классе - 2 часа.
Самостоятельные занятия: с 4 по 9 класс - 1 час в неделю.
Срок обучения - 5 (6) лет
Аудиторные занятия: со 2 по 5 класс - 1 час в неделю, в 6 классе - 2 часа в
неделю. Самостоятельные занятия: со 2 по 6 класс - 1 час в неделю.
Объем времени на самостоятельную работу определяется с учетом
сложившихся педагогических традиций и методической целесообразности.
Виды внеаудиторной работы:
- выполнение домашнего задания;
- подготовка к концертным выступлениям;
- посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов и
др.);
- участие обучающихся в концертах, творческих мероприятиях и культурнопросветительской деятельности образовательного учреждения и др.

Учебный материал распределяется по годам обучения - классам. Каждый класс
имеет свои дидактические задачи и объем времени, предусмотренный для
освоения учебного материала.
Основные составы ансамблей, наиболее практикуемые в детских
музыкальных школах - дуэты, трио, квартеты. Ансамбли могут быть
составлены как из однородных инструментов, так и из различных групп
инструментов.

Годовые требования по предмету «Ансамбль»
Срок обучения – 8 лет по предпрофессиональной программе
4 класс
В течение года ученики должны сыграть 2-3 пьесы.
Конец первого полугодия - зачет -1 пьеса, в конце года - экзамен -1 пьеса.
Знакомство с работой в ансамбле, взаимодействие с партнером, работа над
чистой интонацией в ансамбле, правильная динамика, темп, в соответствии с
требованиями автора. Формируется навык слушания партнера, а также
восприятия всей музыкальной ткани в целом. Работа над интонацией в
ансамбле. Простейшее разделение фактуры на главный и аккомпанирующий
голоса. В основе репертуара - несложные произведения, доступные для
успешной реализации начального этапа обучения. Партнеры подбираются по
близкому уровню подготовки.
Примерный репертуарный список.

А. Гретри Спор
Л. Моцарт Дуэт
Итальянская народная песня «Санта Лючия»
Русская народная песня « А я по лугу»
А. Корэ Сарабанда и менуэт
Д. Россини Марш, менуэт, аллегро
Й. Гайдн Менуэт

А. Стадлер Дивертисмент 1-3 части
Г. Гендель Гавот
Ж.Б. Люлли Менуэт
Э. Келлер 4 дуэта
М.Глинка Венецианская ночь
М.Глинка Жаворонок (для дуэта флейт с фортепиано)
. Н. Бакланова Мазурка
Ю. Должиков Кукушка
П. Чайковский Итальянская песня

5 класс
В течение года ученики должны сыграть 3-4 пьесы.
Конец первого полугодия - зачет -1 пьеса, в конце года - экзамен -1 пьеса.
Продолжение работы над навыками ансамблевой игры, усложнение задач.
Работа над точностью исполнения музыкальной фактуры. Умение вести
сольную и аккомпанирующую функцию. Взаимопомощь и взаимопонимание в
ансамбле. Правильная постановка на сцене, правильные сценические движения.
Работа над чистым унисоном, октавами, квинтами. Освоение в ансамблевом
звучании мелодического движения, ритмичной и ладово-интонационной
организации. Применение навыков, полученных на уроках учебного предмета
«Специальность и чтение с листа»; развитие музыкального мышления и средств
выразительности; работа над агогикой и педализацией; воспитание артистизма
и чувства ансамбля в условиях концертного выступления.
Примерный репертуарный список.
И. Пушечников Котёнок у зеркала
Ю. Литовко «Маленький флейтист»
А.Искандеров и Б. Тризно Дуэты. 1 и 2 тетради
Ансамбли из сборника «Альбом» тетрадь вторая сост.А.Корнеев.
Б.Тризно «Сборник пьес для двух флейт и ф – но»

А. Тома. Вечерняя песнь
Г. Гендель «Дерзость»
И.С. Бах «Ария»
Шопен «Вальс-минутка» для 2 флейты и ф-но
Келлер Дуэты
А. Стадлер Дивертисмент 4-6 части
А. Буомартье Сюита 1-3 части
Ф.Э.Бах Шесть дуэтов
И. Шедевиль Пасторальная соната 4 и 5 части
Д.Гершвин Вальс вдвоем для дуэта флейт с фортепиано
Барочные Дуэты для 2 флейт (сост.М.Клемент)
Госсек Тамбурин
В.Моцарт Маленькая ночная серенада
Б. Барток Песня бродяги
Б. Барток Игра
В. Агафонников Русский напев
Хрестоматия педагогического репертуара, часть II Сост. и ред. Ю. Должикова
М., 1971 4-5 класс
Хрестоматия педагогического репертуара, часть II Сост. и ред. Ю. Должикова
М., 2004 5 класс

6 класс
В течение года ученики должны сыграть 3-4 пьесы.
Конец первого полугодия - зачет -1 пьеса, в конце года - экзамен -1 пьеса.
Продолжение работы над навыками ансамблевой игры, усложнение задач.
Освоение мелодического и аккомпанирующего голосов. Освоение объёмнопространственного звучания ансамбля (рельеф и баланс голосов). Чистая

интонация, плавное голосоведение, умение передать мелодию из голоса в голос
(от одного инструмента к другому). Исполнение музыкального произведения в
соответствии с авторским замыслом, штрихами и нюансами. Знание своей
партии и партии партнера. Точность в исполнении ритма, взаимодействие с
партнером (партнерами) по ансамблю. Умение передать характер и авторский
замысел произведения.

Примерный репертуарный список.
Дж. Каччини Ave Maria
Шуберт «Музыкальный момент»
И.С. Бах Хорал «Желтый соловей» татарский напев в обработке А.
Митгазетдинова
П. Чайковский «Танец маленьких лебедей» из балета «Лебединое озеро»
.В. Ребиков. Травка зеленеет.
.И Брамс. Канон
Ц. Кюи «Всюду снег»
И. Брамс «Колыбельная»
Н.Платонов «Школа М., 1958 игры на флейте» М., 1988г.
Ю.Должиков «Нотная папка флейтиста №1»М., 2004г
И. Шедевиль Пасторальная сюита 3 часть
Ф. Девьен Дуэты
К.М. Вебер Сонатина для двух флейт и фортепиано
А. Корепанов Грустный вальс для двух флейт с фортепиано
Г. Форэ Павана для двух флейт с фортепиано
Э. Келлер 25 прогрессивных дуэтов
В. Артемов Этюд
В. Артемов Нарисованные человечки
И. Бах Сицилиана

А. Дворжак Юмореска
Э. М. Бич Вальс
Э. М. Бич Танец
Д. Шеринг Колыбельная для трех флейт с фортепиано
А.Корнеев «Альбом флейтиста» М.,2006г. Э.Кёллер «25 прогрессивных дуэтов
для флейты» l часть
Майк Моувер Blowerandstorm (17 прогрессивных дуэтов)
Ансамбли из сборника «Альбом» тетрадь вторая сост. А.Корнеев.
7 класс
В течение года ученики должны сыграть 3-4 пьесы.
Конец первого полугодия - зачет -1 пьеса, в конце года - экзамен-1 пьеса.
Продолжение работы над навыками ансамблевой игры, усложнение задач.
Освоение в ансамблевом звучании мелодического движения, ритмичной и
ладово-интонационной организации. Освоение мелодического и
аккомпанирующего голосов. Освоение объёмно-пространственного звучания
ансамбля (рельеф и баланс голосов). Включение в репертуар полифонических
произведений. Исполнение музыкального произведения в соответствии с
авторским замыслом, штрихами и нюансами. Знание своей партии и партии
партнера. Точность в исполнении ритма, взаимодействие с партнером
(партнерами) по ансамблю. Умение передать характер и авторский замысел
произведения. Умение взаимодействовать с партнером (партнерами).

Примерный репертуарный список.
И. Кванц Дуэт G dur
А.Вивальди Концерт (IIч.)
Девьен «6 маленьких дуэтов»
П.Чайковский Танец пастушков
Д. Бортнянский «Утро»
Н.Платонов «Школа М., 1958 игры на флейте» М., 1988г.

Ю.Должиков «Нотная папка флейтиста №1»М., 2004г
А.Корнеев «Альбом флейтиста» М.,2006г. Э.Кёллер «25 прогрессивных дуэтов
для флейты» l часть
Майк Моувер Blowerandstorm (17 прогрессивных дуэтов)
Ансамбли из сборника «Альбом» тетрадь вторая сост. А.Корнеев.
Г. Гендель Соната соль минор
Л. Бетховен Дуэт
Э. Келлер 25 прогрессивных дуэтов для двух флейт
Г. Гендель Прибытие королевы для двух флейт с фортепиано
Г. Доницетти Дуэт флейт на темы из оперы Дочь полка
О. Яковчук Менуэт
Б. Барток Пьеса
М. Кажлаев Ноктюрн для трех флейт с фортепиано
Г. Миллер Лунная серенада для трех флейт с фортепиано
Д. .Керн Дым для трех флейт с фортепиано

8 класс
В течение года ученики должны сыграть 3-4 пьесы.
Конец первого полугодия - зачет -1 пьеса, в конце года - зачет -1 пьеса.
Продолжение работы над навыками ансамблевой игры, усложнение задач.
Работа над чистым унисоном. Освоение в ансамблевом звучании
мелодического движения, ритмичной и ладово-интонационной организации.
Освоение мелодического и аккомпанирующего голосов. Освоение объёмнопространственного звучания ансамбля (рельеф и баланс голосов). Чистая
интонация, звуковедение, плавная передача и прием мелодии от партнера
партнеру Гибкость в ансамбле и исполнении. Единство штриха и настроения.
Передача формы, замысла автора .Соблюдение всех требований и задач,
поставленных перед ансамблем на публичных выступлениях.
Примерный репертуарный список.

А.Вивальди Концерт a moll
.П.Чайковский Танец феи Драже
И. Штраус «Персидский марш»
Э. Келлер 25 легких дуэтов
И.С.Бах – В. Шаинский. Весёлая фуга
Вальтер Роер Сюита «Музицируем втроем» для трех флейт (блокфлейт)
Американские спиричуэлсы для 3 флейт (блокфлейт)
В. Моцарт «Менуэт и Рондо»
И.Кванц Дуэты для двух флейт
Э. Мяги Дуэты в народном стиле
И.С.Бах Трио-сонаты.
татарская народная мелодия «Бабочка» обр. Р. Нури
Форе «Павана» для 3 флейт
Дж. Россини квартеты
В.А.Моцарт квартеты
Годарт «Марш огородных чучел» для 4 флейт
Рождественские мелодии для 4 флейт
El Capeo народная испанская мелодия для 4 флейт
Г. Штольцель Соната ми минор
А. Корелли Соната ми минор
Ш.Буамортье Концерт
Г. Доницетти Дуэт на темы из оперы Дочь полка
. Э. Келлер 25 прогрессивных дуэтов
Ю. Щуровский Дуэт

В. Моцарт Адантино с вариациями из дуэта для двух флейт
М. Кажлаев Ноктюрн для трех флейт с фортепиано
Г. Миллер Лунная серенада для трех флейт с фортепиано
Д. Керн Дым для трех флейт с фортепиано

Годовые требования по предмету «Ансамбль»
Срок обучения – 5 лет по предпрофессиональной программе
2 класс
В конце первого полугодия зачёт в форме контрольного урока. В конце года
зачёт из 1-2 произведений. Публичное выступление учащихся может
приравниваться к зачёту.
На первом этапе формируется навык слушания партнера, а также восприятия
всей музыкальной ткани в целом. В основе репертуара-несложные
произведения, доступные для успешной реализации начального этапа
обучения. Партнеры подбираются по близкому уровню подготовки.
Примерный репертуарный список.
Чешская народная песня Пастушок
Дж. Каччини Аве Мария
Колыбельная. Русская народная песня
Виноград в саду цветет. Русская народная песня
Жучка. Чешская" народная песня
Р.Шуман. Мотылек
«А я по лугу» русская народная песня
Р. Шуман «Домик у моря»
В. Ребиков «Травка зеленеет»

А. Гречанинов Колыбельная
П.Чайковский танец маленьких лебедей.
Гайдн «Часики»
.М.Глинка Попутная песня.
А.Даргомыжский. Сватушка.
Ц. Кюи «Всюду снег»
Э. Григ «Весенняя песня»
И. Брамс «Колыбельная»
Й. Гайдн Менуэт
Д. Россини Марш, менуэт, аллегро
Г.Гендель Гавот
Ж. Люлли Менуэт
Ж. Буомартье Сюита: 4-6 части
Э. Келлер 4 дуэта
Д. Гарибольди 6 легких дуэтов
М. Глинка Венецианская ночь
М. Глинка Жаворонок (для двух флейт с фортепиано)
Чешская шуточная (для двух флейт с фортепиано)
Ю. Должиков Кукушка
Н. Бакланова Мазурка
П.Чайковский Итальянская песня
Маклин Фанданго

3 класс

В течение года ученики должны сыграть 2-4 пьесы.
Конец первого полугодия - зачет -1 пьеса, в конце года экзамен -1 пьеса.
Продолжение работы над навыками ансамблевого музицирования: умением
слушать мелодическую линию, выразительно её фразировать; умением
грамотно и чутко аккомпанировать партнеру; совместно работать над
динамикой произведения; анализировать содержание и стиль музыкального
произведения. Усложнение репертуара. Работа над звуковым балансом правильным распределением звука между партиями и руками. Воспитание
внимания к точному пропитыванию авторского текста. Продолжение развития
музыкального мышления ученика
Примерный репертуарный список.
А.Глазунов Антракт из балета «Раймонда»
И. Кванц Дуэты для двух флейт
А. Глазунов Гавот из балета «Служанка-госпожа»
Дриго полька из балета «Арлекинада»
И.С. Бах пять инвенций переложение О. Чернядьевой
Глазунов «Испанский танец» из балета «Раймонда» для двух флейт и ф-но.
П.Чайковский Танец феи Драже
Вальтер Роер сюита для трех флейт «Музицируем втроем»
Келлер дуэты
А. Стадлер Дивертисмент: 1-3 ч
А. Буомартье Сюита: 1-3 ч
Ф. Девьен Дуэты
Шедевиль Пасторальная соната 4и5 части
Л. Боккерини Менуэт для двух флейт с фортепиано
Д. Гарибольди 6 легких дуэтов
Д. Гершвин Вальс вдвоем
Барочные дуэты для 2 флейт (сост.М. Клемент)
Госсек Тамбурин
Б. Барток Песня бродяги

Б. Барток Игра
Русская народная песня «Во поле берёза стояла»
Чешская народная песня « Пастух»
Гречанинов А. Колыбельная
Чайковский П. Итальянское каприччио
Итальянская народная песня «Санта Лючия»
Моцарт В. Менуэт из оперы « Дон Жуан»
Вебер К. Хор охотников
Каччини Дж. Аве Мария
Чайковский П. Сладкая грёза
Бакланова Н. Хоровод
Сен-Санс К. Лебедь из сюиты «Карнавал животных»
Хачатурян А. Андантино
Барток Б. «Песня бродяги»
Барток Б «Игра»
Агафонников В. «Русский напев»
Корелли А. «В темпе менуэта»

4 класс
В течение года ученики должны сыграть 2-4 пьесы.
Конец первого полугодия - зачет -1 пьеса, в конце года экзамен -1 пьеса.
На данном этапе формируется навык слушания партнера, а также восприятия
всей музыкальной ткани в целом. В основе репертуара - несложные
произведения, доступные для успешной реализации данного этапа обучения.
Партнеры подбираются по близкому уровню подготовки. Закрепление и
развитие ансамблевых навыков, полученные на первом этапе обучения,
формирование умения вести музыкальный диалог в ансамбле - вовремя

подавать реплики и вовремя уступать, формирование умения слышать партию
партнёра и свою в единстве.
Примерный репертуарный список.

Чайковский П. «Танец пастушков и пастушек»
Д. Шостакович «Вальс-шутка»
Ш. Данкля «Вариации на тему Беллини»
А. Вивальди «Концерт Соль-мажор» 1ч.
И. Бах Менуэт и Шутка из «Сюиты си-минор»
М. Шуянов «Ностальгия»
А. Дворжак «Юмореска»
А. Стадлер Дивертисмент 4-6 части
Шедевиль Пасторальная соната 3 часть
К.М. Вебер Сонатина для двух флейт и фортепиано
Э. Келлер Дуэты
Г. Форэ Павана для двух флейт с фортепиано
А. Корепанов Грустный вальс
В.Артемов Этюд
В.Артемов Нарисованные человечки Пьесы
И. С. Бах Сицилиана
А. Моцарт Маленькая ночная серенада
А. Дворжак Юмореска
П. Чайковский Танец пастушков из балета Щелкунчик

5 класс
В течение года ученики должны сыграть 3-4 пьесы.

Конец первого полугодия - зачет -1 пьеса, в конце года экзамен -1 пьеса.
Продолжение работы над навыками ансамблевой игры, усложнение задач.
Применение навыков, полученных на уроках учебного предмета
«Специальность и чтение с листа»; развитие музыкального мышления и средств
выразительности; работа над агогикой и педализацией; воспитание артистизма
и чувства ансамбля в условиях концертного выступления.
Основные задачи: стремление к более совершённому динамическому балансу и
штриховому единству; совершенствование навыка чтения с листа; усложнение
и расширение репертуара, введение новых форм (крупная форма); развитие
самостоятельности и партнёрской ответственности, творческой инициативы.

Примерный репертуарный список.
Л. Бетховен Дуэт
Э. Келлер 25 прогрессивных дуэта
Г. Гендель Прибытие королевы для двух флейт и фортепиано
Б. Барток Менуэт
Б. Барток Пьеса
Ф.Э.Бах 6 дуэтов
Э.М.Бич Танец
Э.М Бич Вальс
Д. Шеринг Колыбельная (для трех флейт с фортепиано)
III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Данная программа отражает разнообразие репертуара, академическую
направленность учебного предмета «Ансамбль (Флейта)», а также
возможность индивидуального подхода к каждому ученику. Содержание
программы направлено на обеспечение художественно-эстетического
развития личности и приобретения ею художественно-исполнительских
знаний, умений и навыков.
Реализация программы обеспечивает:

- наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству,
самостоятельному музыкальному исполнительству;
- сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков,
позволяющий использовать многообразные возможности ударных
инструментов для достижения наиболее убедительной интерпретации
авторского текста, самостоятельно накапливать репертуар из музыкальных
произведений различных эпох, стилей, направлений, жанров и форм;
- знание репертуара для ударных инструментов, включающего произведения
разных стилей и жанров (полифонические произведения, сонаты, концерты,
пьесы, этюды, инструментальные миниатюры) в соответствии с
программными требованиями;
- знание художественно-исполнительских возможностей духовых
инструментов;
- знание профессиональной терминологии;
- наличие умений по чтению с листа несложных музыкальных произведений;
- навыки слухового контроля, умение управлять процессом исполнения
музыкального произведения;
- навыки по использованию музыкально-исполнительских средств
выразительности, выполнению анализа исполняемых произведений, владения
различными видами техники исполнительства, использования художественно
оправданных технических приемов;
- наличие творческой инициативы, сформированных представлений о
методике разучивания музыкальных произведений и приемах работы над
исполнительскими трудностями;
- наличие навыков репетиционно-концертной работы в качестве солиста.
IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, КРИТЕРИИ ОЦЕНОК
Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Основными видами контроля успеваемости являются:
-текущий контроль успеваемости учащихся
- промежуточная аттестация
- итоговая аттестация.

Каждый вид контроля имеет свои цели, задачи, формы.
Текущий контроль направлен на поддержание учебной дисциплины,
выявление отношения к предмету, на ответственную организацию домашних
занятий, имеет воспитательные цели, может носить стимулирующий характер.
Текущий контроль осуществляется регулярно преподавателем, оценки
выставляются в журнал и дневник учащегося.
При оценивании учитывается:
- отношение ученика к занятиям, его старания и прилежность;
- качество выполнения предложенных заданий;
- инициативность и проявление самостоятельности как на уроке, так и во
время домашней работы;
- темпы продвижения.
На основании результатов текущего контроля выводятся четвертные оценки.
Особой формой текущего контроля является контрольный урок, который
проводится преподавателем, ведущим предмет.
Промежуточная аттестация определяет успешность развития учащегося и
степень освоения им учебных задач на определенном этапе. Наиболее
распространенными формами промежуточной аттестации являются
контрольные уроки, проводимые с приглашением комиссии, зачеты,
академические концерты, технические зачеты, экзамены.
Каждая форма проверки (кроме переводного экзамена) может быть как
дифференцированной (с оценкой), так и не дифференцированной.
При оценивании обязательным является методическое обсуждение, которое
должно носить рекомендательный, аналитический характер, отмечать степень
освоения учебного материала, активность, перспективы и темп развития
ученика.
Участие в конкурсах может приравниваться к выступлению на академических
концертах и зачетах. Переводной экзамен является обязательным для всех.
Переводной экзамен проводится в конце каждого учебного года, определяет
качество освоения учебного материала, уровень соответствия с учебными
задачами года.

Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся
в конце учебных полугодий в счет аудиторного времени, предусмотренного на
предмет «Ансамбль». Экзамены проводятся за пределами аудиторных
учебных занятий, то есть по окончании проведения учебных занятий в
учебном году, в рамках промежуточной (экзаменационной) аттестации.
К экзамену допускаются учащиеся, полностью выполнившие все учебные
задания.
По завершении экзамена допускается его пересдача, если обучающийся
получил неудовлетворительную оценку. Условия пересдачи и повторной
сдачи экзамена определены в локальном акте образовательного учреждения
«Положение о текущем контроле знаний и промежуточной аттестации
обучающихся».
Критерии оценок
Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, которые
включают в себя методы контроля, позволяющие оценить приобретенные
знания, умения и навыки.
Критерии оценки
5 («отлично») Технически качественное и художественно Осмысленное
исполнение, отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения
4 («хорошо») оценка отражает грамотное исполнение, с небольшими
недочетами (как в техническом плане, так и в художественном)
3 («удовлетворительно») исполнение с большим количеством недочетов, а
именно: недоученный текст, слабая техническая подготовка,
малохудожественная игра, отсутствие свободы игрового аппарата и т.д.
2 («неудовлетворительно») комплекс недостатков, являющийся следствием
отсутствия домашних занятий, а также плохой посещаемости аудиторных
занятий
«зачет» (без оценки) отражает достаточный уровень подготовки и исполнения
на данном этапе обучения
Данная система оценки качества исполнения является основной.
Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества
приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков, а также степень

готовности учащихся выпускного класса к возможному продолжению
профессионального образования в области музыкального искусства.
При выведении итоговой (переводной) оценки учитывается следующее:
- оценка годовой работы ученика;
- оценка на академическом концерте, зачете или экзамене;
- другие выступления ученика в течение учебного года.
Оценки выставляются по окончании каждой четверти и полугодий учебного
года.

V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Методические рекомендации преподавателям
Для успешной реализации программы учебного предмета «Ансамбль
(Флейта)» необходимы следующие условия: правильная организация учебного
процесса; принцип постепенного и последовательного изучения
педагогического репертуара; применение различных подходов к обучающимся
с учетом их интеллектуальных, физических, музыкальных и эмоциональных
данных, уровня подготовки; создание творческой атмосферы, доверительных
отношений между преподавателем и обучающимся. Обучающиеся должны
иметь доступ к нотным материалам и книгам библиотеки, а также к фондам
фонотеки, аудио- и видеозаписей.
Одна из главных методических задач преподавателя состоит в том, чтобы
научить обучающегося работать самостоятельно, регулярно и систематически.
Педагогический коллектив должен состоять из квалифицированных
специалистов со средним профессиональным и высшим образованием,
которые постоянно совершенствуют свое педагогическое мастерство.
В работе с ансамблем важную роль играет пианист-концертмейстер. Работу
концертмейстеров необходимо планировать с учетом сложившихся традиций
и методической целесообразности, в объеме от 60 до 100 процентов
аудиторного времени.
Подготовка к публичным выступлениям - это важный стимул для занятий в
ансамбле. Для многих обучающихся средних способностей игра в ансамбле
становится единственной возможностью участия в концерте. Преподавателю,

ведущему класс ансамбля, удобно создавать его внутри своего класса по
специальному инструменту.
Работая на уроке с каждым обучающимся по индивидуальному плану,
преподаватель эффективнее использует время, уделяя внимание тем задачам,
которые важны и в классе ансамбля, а именно:
свобода игровых движений;
обостренная интонация и качественное звукоизвлечение;
владение основными штриховыми навыками;
ритмическая точность;
владение разнообразной динамикой при игре на инструменте;
эмоциональный настрой;
понимание формы и стиля музыкального произведения;
навык чтения нот с листа;
самоконтроль.
Приступая к работе над музыкальным произведением, преподаватель прежде
всего должен познакомить обучающихся с автором, эпохой, содержанием,
формой, стилем и характером произведения, исполнив его или прослушав
запись, определить технические и музыкально исполнительские задачи.
Большое внимание необходимо уделять развитию у обучающихся навыков
самостоятельного, осмысленного разбора музыкального произведения.
Чтению нот с листа отводится немного времени, поэтому на занятиях
ансамбля важно чаще читать с листа несложный нотный текст, анализируя и
определяя лад, метр, жанр, темп, характер штрихов, аппликатуру и нюансы.
Работа над интонацией способствует развитию мелодического,
гармонического, ладо-тонального музыкального слуха. Рациональная
аппликатура обогащает выразительную сторону духовой игры, облегчает
преодоление трудностей, способствует чистоте интонации, укрепляет
музыкальную память, облегчает чтение с листа.
В работе над штрихами необходимо добиваться качества звучания,
ритмической точности. Полезно работать над штрихами в гаммах. В игровой
форме можно работать над развитием чувства метра и ритма, используя яркий

разнохарактерный жанровый материал: придумать к мелодии разнообразное
ритмическое сопровождение, выделяя сильные доли или только слабые, или
исполнить остинатную группировку. Прорабатывая звуковую динамику,
полезно поиграть фразу или предложение с различными нюансами, а затем
охарактеризовать их. Успех выступления коллектива во многом зависит от
выбора программы.
Репертуар должен состоять из разнообразных по стилю, жанру, форме
сочинений зарубежных и отечественных композиторов, а также переложений
вокальной и инструментальной музыки для различных составов ансамблей.
При выборе репертуара целесообразно несколько сочинений исполнять в
унисон. При достаточном числе обучающихся желательно иметь несколько
составов. Концертный ансамбль может состоять из старшеклассников.
В работе с учащимся преподаватель должен следовать принципам
последовательности, постепенности, доступности, наглядности в освоении
материала. Весь процесс обучения должен быть построен от простого к
сложному и учитывать индивидуальные особенности ученика: физические
данные, уровень развития музыкальных способностей.
В работе над музыкальными произведениями необходимо прослеживать связь
между художественной и технической сторонами изучаемого произведения.

Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся.
Учащийся должен тщательно выучить свою индивидуальную партию,
обращая внимание не только на нотный текст, но и на все авторские указания,
после чего следует переходить к репетициям с партнером по ансамблю. После
каждого урока с преподавателем ансамбль необходимо вновь репетировать,
чтобы исправить указанные преподавателем недостатки в игре. Желательно
самостоятельно ознакомиться с партией другого участника ансамбля. Важно,
чтобы партнеры по ансамблю обсуждали друг с другом свои творческие
намерения, согласовывая их друг с другом. Следует отмечать в нотах
ключевые моменты, важные для достижения наибольшей синхронности
звучания, а также звукового баланса между исполнителями .
VI СПИСКОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Произведения для ансамбля деревянных духовых инструментов, Музыка, 1998
2. Хрестоматия педагогического репертуара для ансамбля духовых
инструментов, Музыка, 1967
3. Сборник ансамблей для духовых инструментов, Москва, 1972
4. Ансамбли для деревянных духовых инструментов с фортепиано, Музыка, 1966
5. Ансамбли для деревянных духовых инструментов, Музыка, 1964
6. Ансамбли для деревянных духовых инструментов, выпуск 4, Музыка, 1987
7. Квартеты для деревянных духовых инструментов, Музыка, 1972
8. М.Глинка Двухголосные фуги для деревянных духовых инструментов, Москва,
1956
9. И.Пушечников Школа ансамблевой игры ,Композитор-С.-Петербург ч.I
10.И.Пушечников Школа ансамблевой игры ,Композитор-С-Петербург ч.II
11.И.Пушечников Школа ансамблевой игры,Композитор-С-Петербург ч.III
12.И.Кванц. Три дуэта , Композитор-С-Петербург. 1998г.
13.А.Покровский. Школа ансамблевой игры, Сов. Композитор,1992г.
14.Э. Мяги Дуэты в народном стиле: Сов. Композитор 1988
15.Вальтер Роер «Музицируем втроем»: SCHOTT MAINZ 5223 1962
16.«Произведения для флейты и ф-но татарских композиторов» Казань Татарское
книжное издательство 2009
17.Оленчик «Хрестоматия для блокфлейты» Изд. Современная музыка. 1998
18. Нотный материал из нотных архивов
http://notes.tarakanov.net/
http://www.myflute.ru/
и др.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».