Специальность

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБАЗОВАНИЯ

«РОЩИНСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ
МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «ДУХОВЫЕ И
УДАРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»

Предметная область
ПО.01.МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО
Программа по учебному предмету
УП.01.СПЕЦИАЛЬНОСТЬ

(ФЛЕЙТА)

г.п. Рощино
2022 г.

Структура программы учебного предмета.
I. Пояснительная записка









Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном
процессе
Срок реализации учебного предмета
Объём учебного времени, предусмотренный учебным планом
образовательного учреждения на реализацию учебного предмета
Форма проведения учебных аудиторных занятий
Цель и задачи учебного предмета
Обоснование структуры программы учебного предмета
Методы обучения
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
II. Содержание учебного предмета.




Сведения о затратах учебного времени
Годовые требования по классам
III.Требования к уровню подготовки обучающихся.
IV. Формы и методы контроля, система оценок.




Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Контрольные требования на разных этапах обучения
Критерии оценки

V. Методическое обеспечение учебного процесса.



Методические рекомендации педагогическим работникам
Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся
VI. Список литературы и средств обучения.

I. Пояснительная записка.


Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном
процессе

Программа учебного предмета «Специальность» по виду инструмента
«флейта», далее – «Специальность (флейта)» разработана на основе и с учётом
федеральных государственных требований к дополнительной
предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального
искусства «Духовые и ударные инструменты».
Учебный предмет «Специальность (флейта)» направлен на приобретение
обучающимся знаний, умений и навыков игры на флейте, получение ими
художественного образования , а также на эстетическое воспитание и духовнонравственное развитие ученика.
Программа рассчитана на выработку у обучающихся навыков творческой
деятельности, умения планировать свою домашнюю работу, навыков
осуществления самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью,
умения давать объективную оценку своему труду, формирования навыков
взаимодействия с преподавателями.
Выявление одарённых детей в раннем возрасте позволяет целенаправленно
развивать их профессиональные и личные качества, необходимые для
продолжения профессионального обучения.
Данная программа отражает разнообразие репертуара, академическую
направленность учебного предмета «Специальность (флейта)», а также
возможность индивидуального подхода к каждому ученику.
Обучение игре на духовых инструментах в классах ДШИ – необходимое
условие для подготовки профессиональных оркестрантов. Нехватка или
недостаточно высокий уровень подготовки исполнителей-духовиков приводят, в
конечном итоге, к снижению уровня оркестрового музицирования в целом. В
симфоническом оркестре каждый исполнитель на духовом инструменте - это
солист, он должен быть украшением оркестра. Без духовых инструментов не может
обойтись не только симфонический, но и эстрадный, джазовый оркестр, оркестр
народных инструментов, не говоря уже о духовом оркестре. А, по мнению
греческого философа Платона, могущество и сила государства напрямую зависит
от того, какая музыка в нём звучит, в каких ладах и в каких ритмах.
Программа следует тем принципам, на которых основана общепедагогическая
деятельность, главным из которых для нас являются: следование в обучении от
общего к частному, принципы последовательности и поступательности в развитии,
доступности и наглядности. Программа учитывает весь спектр дарования детей –
от малоспособных до чрезвычайно одарённых. Это позволяет находить

индивидуальные решения возникающих творческих и педагогических задач, чётко
спланировать учебный процесс, дифференцированно и взвешенно подходить к
решению насущных и перспективных вопросов.
Обучение на флейте является трудоёмким и длительным, так как этот
инструмент считается самым сложным в освоении других деревянных духовых.
За время обучения ученик должен научиться самостоятельно разучивать и
грамотно, выразительно исполнять на инструменте произведения, а также овладеть
приёмами читки с листа и элементами ансамблевой игры.
Список произведений, рекомендуемый на каждый учебный год, должен
варьироваться педагогом в зависимости от индивидуальных способностей
обучающегося, то есть репертуар должен включать в себя несколько вариантов.
Самым перспективным способом отчётности у обучающихся является
исполнение музыкальных произведений на концертах и экзаменах в течение
учебного года. Количество выходов на сцену может варьироваться в зависимости
от степени подготовленности ученика.
Обязательным должно быть участие в академических концертах, проходящих в
конце каждого полугодия.
Наиболее подготовленные дети участвуют дополнительно в тематических
концертах и отчётных концертах школы.
Главной составляющей успеха исполнителя произведений на сцене является её
техническая сторона. Приобретённые навыки технической оснащённости
обучающийся должен демонстрировать на технических зачётах.
Обучение игре на флейте требует от обучающегося, помимо музыкальных
способностей, также хорошего здоровья и физической подготовки.
Правильная постановка исполнительского аппарата и дыхания, являются одним
из наиболее необходимых условий успешного обучения. Постоянное внимание
следует уделять точной интонации – важнейшему средству музыкальной
выразительности. Для выработки точной интонации необходимо постоянно
развивать музыкальный слух ученика, а также чувство самоконтроля.
Задача преподавателя- выявить и развить способности, склонности и
возможности каждого ученика. В настоящее время всё более возрастают
актуальность и значимость раннего выявления музыкальных способностей детей.
Музыкальное развитие имеет ничем незаменимое воздействие на общее развитие:
формируется эмоциональная среда, развиваются воображение, воля, фантазия,
обостряется восприятие, активизируются творческие силы разума и энергия
мышления даже у самых инертных детей.
Ученика следует также познакомить с историей инструмента, его строением,
правилами ухода за ним.

За время обучения преподаватель должен научить учеников самостоятельно
разучивать и грамотно, выразительно исполнять на инструменте произведения из
репертуара. На занятиях по музыкальному инструменту ученик овладевает также
навыками чтения с листа несложных произведений, ансамблевых и оркестровых
партий, игры в различных ансамблях.
Большое значение для музыкального развития обучающегося имеет работа с
концертмейстером. Исполнение произведений в сопровождении аккомпанемента
обогащает музыкальные представления обучающегося, помогает лучше понять и
усвоить содержание произведения. Исполнение с аккомпанементом укрепляет и
совершенствует интонацию и ритмическую организацию, заставляет добиваться
согласованного ансамблевого звучания. Навыки ансамблевого исполнения
необходимо прививать ученику с первых лет обучения, подготавливая его тем
самым к занятиям в оркестровом классе.
В работе над репертуаром педагог должен добиваться различной степени
завершённости исполнения: одни произведения подготавливаются для
публичного исполнения, другие – для показа в условиях класса, третьи - с целью
ознакомления. В педагогической работе следует руководствоваться принципами
постепенности и последовательности. С первых же уроков обучающиеся должны
внимательно изучать доступные им художественные произведения, точно
прочитывать и передавать авторский текст, вслушиваться в своё исполнения,
анализировать технические трудности, постоянно повышая требовательность к
качеству звучания инструмента, атаке звука, интонации.
Развитие техники необходимо подчинять главной задаче - умению
обучающегося осознать и правдиво передать художественный замысел изучаемых
музыкальных произведений. Развитию техники способствует систематическая
работа над упражнениями, гаммами, этюдами. Урок в классе по специальности
является основой учебной и воспитательной работы.


Срок реализации учебного предмета «Специальность (флейта)»

Для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в
возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 8 лет.


Форма проведения учебных аудиторных занятий:

Индивидуальная, продолжительность урока – 40 минут.
Индивидуальная форма позволяет преподавателю лучше узнать ученика, его
музыкальные возможности, способности, эмоционально-психичекие особенности.



Объём учебного времени, предусмотренный учебным планом
образовательного учреждения на реализацию учебного предмета
«Специальность (флейта)»

Срок обучения
Максимальная учебная нагрузка
Количество часов на аудиторные
занятия
Количество часов на внеаудиторную
(самостоятельную) работу



8 лет
1316
559
757

Цель и задачи учебного предмета «Специальность (флейта)»

Цель:
- развитие музыкально-творческих способностей обучающегося на основе
приобретённых навыков в области духового исполнительства;
-выявление наиболее одарённых детей и подготовки их к дальнейшему
поступлению в образовательные учреждения, реализующие
образовательные программы среднего профессионального образования
по профилю предмета.
Задачи:
-овладение репертуаром;
-образное восприятие и выразительное исполнение ;
-освоение закономерностей музыкальной композиции;
-формирование основных навыков музицирования;
-развитие координации;
-формирование взятия и распределение исполнительского дыхания;
-развитие ощущения ритмической точности, динамического развития
музыкальной ткани;
-принципы построения, ведения музыкальной фразировки;
-развитие чувства темпа;
-точное соблюдение штрихов;
-точность исполнения приёмов;
-развитие интереса и любви к классической музыке и музыкальному
творчеству;
-развитие музыкальных способностей: слуха, памяти, ритма,
эмоциональной сферы, музыкальности и артистизма;
-освоение музыкальной грамоты как необходимого средства для
музыкального исполнительства на флейте в пределах программы
учебного предмета;
-овладение основными исполнительскими навыками игры на флейте,
позволяющими грамотно исполнять музыкальные произведения соло
и в ансамбле;
-обучение навыкам самостоятельной работы с музыкальным
материалом, чтение с листа нетрудного текста;

-развитие исполнительской техники как необходимого средства для
реализации художественного замысла композитора;
-приобретение детьми опыта творческой деятельности и публичных
выступлений;
-формирование у наиболее одарённых выпускников осознанной
мотивации к продолжению профессионального обучения и
подготовки их к вступительным экзаменам в образовательные
учреждения, реализующие профессиональные образовательные
программы.



Обоснование структуры программы учебного предмета «Специальность
(флейта)».

Обоснование структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты
работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
учебного предмета;
- распределение учебного материала по годам обучения;
- описание дидактических единиц учебного предмета;
- требования к уровню подготовки обучающихся;
- формы и методы контроля, система оценок;
- методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел
программы « Содержание учебного предмета».


Методы обучения.

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются
следующие методы обучения:
Словесные – обсуждение теории
Наглядные – иллюстрирование педагогом
Практические - многократное повторение, заучивание


Описание материально-технических условий реализации учебного
предмета.

Материально-техническая база образовательного учреждения соответствует
санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.

Учебные аудитории для занятий по учебному предмету «Специальность
(флейта)» имеют площадь не мене 9 кв. м. и звукоизоляцию.
II. Содержание учебного предмета.
Годовые требования по классам.
1 класс
Аудиторные занятия: 2 часа в неделю;
Консультации: 6 часов в год.
Учитывая возрастные и индивидуальные особенности обучающихся на флейте
по восьмилетнему учебному плану, в первых двух классах рекомендуется обучение
на блок флейте.
Задачи:
знакомство с инструментом. Формирование исполнительского аппарата,
постановка корпуса, рук, головы, амбушюра, освоение исполнительского дыхания.
Развитие чувства ритма, координации движений. Знакомство с основной
аппликатурой в пределах одной-двух октав. Изучение мажорных и минорных гамм
в тональностях с одним знаком. Трезвучия в медленном темпе. Легкие упражнения
и пьесы. Освоение первичных навыков чтения с листа. Элементарные знания
музыкальной терминологии.
В первом полугодии в рамках текущей аттестации обучающихся запланирован
контрольный урок, и академический концерт , во втором – технический зачет и
переводной экзамен в виде академического концерта в конце учебного года (2
разнохарактерных произведения).
Примерный репертуарный список.
Упражнения и этюды
Платонов Н. Школа игры на флейте. М.,1983
Пушечников И. Школа игры на блокфлейте. М., 2004
Кискачи А. Школа для начинающих. Т. I. М., 2007
Хрестоматия для блокфлейты. / Составитель И. Оленчик. М., 2002
Пьесы: Русская народная песня «Во поле береза стояла»
Русская народная песня «Ах, вы, сени, мои сени»
Чешская народная песня «Аннушка»
Моцарт В. Аллегретто

Чешская народная песня «Пастушок»
Витлин В. Кошечка
Пушечников И., - Крейн М. Колыбельная песня
Кабалевский Д. Про Петю
Моцарт В. Вальс
Русская народная песня «Как под горкой»
Беларусская народная песня «Перепелочка»
Бетховен Л. Сурок
Дунаевский И. Колыбельная
Красев М. Топ-топ
Бах Й. С. Песня
Кабалевский Д. Маленькая полька
Моцарт В. Аллегретто
Перселл Г. Ария
Примерная программа промежуточной аттестации:
1 вариант
Белорусская народная песня «Перепёлочка»
Чешская народная песня «Пастушок»
2 вариант
И. Дунаевский Колыбельная
Чешская народная песня «Аннушка»
Второй класс.
Аудиторные занятия: 2 часа в неделю
Консультации: 8 часов в год
За год ученик должен сыграть технический зачёт в конце первой и третьей
четверти, академический концерт в конце первого полугодия и переводной экзамен
в конце года
Задачи:

продолжение работы над постановкой дыхания, рациональной постановкой
корпуса, рук, головы. Расширение игрового диапазона. Изучение музыкальной
терминологии. Развитие образного мышления, умения настраиваться на образы
исполняемого произведения. Освоение различных штрихов, расширение
динамического диапазона. Развитие навыка чтения с листа.
За год ученик должен освоить мажорные и минорные гаммы в тональностях с
одним-двумя знаками, трезвучия и их обращения, 5-7 этюдов, разнохарактерные
пьесы.
.
Примерный репертуарный список
Упражнения и этюды
Платонов Н. Школа игры на флейте. М.,1983
Пушечников И. Школа игры на блокфлейте. М., 2004
Оленчик И. Хрестоматия для блокфлейты. М., 2002 (этюды 11-27)
Пьесы
Бах И.С. Менуэт
Моцарт В. Ария из оперы «Дон Жуан»
Моцарт В. Менуэт из оперы «Дон Жуан»
Вебер К. Хор охотников из оперы «Волшебный стрелок»
Шуман Р. Веселый крестьянин из «Альбома для юношества»
Шуман Р. Песенка из «Альбома для юношества»
Гендель Г. Бурре
Гайдн Й. Серенада
Чайковский П. Сладкая греза из «Детского альбома»
Бриттен Б. Салли Гарденс (Ирландская мелодия)
Шапорин Ю. Колыбельная
Чайковский П. Итальянская песенка
Бах И.С. Менуэт
Гендель Г. Бурре и Менуэт из Сонаты для гобоя и бассо континуо
Бах И.С. Менуэт из Сюиты для оркестра №2

Люлли Ж. Песенка
Телеман Г. Ария из Партиты для блокфлейты и бассо континуо
Примерная программа промежуточной аттестации:
1 вариант
Шуман Р. Песенка из «Альбома для юношества».
Гендель Г. Бурре
2 вариант
Шапорин Ю. Колыбельная
Моцарт В. Менуэт из оперы «Дон Жуан»
Третий класс.
Аудиторные занятия: 2 часа в неделю
Консультации: 8 часов в год
За учебный год учащийся должен сыграть один зачет и один академический
концерт в первом полугодии, зачет и экзамен (переводной зачет) во втором
полугодии.
Задачи:
перевод учащегося с блок флейты на большую флейту. Работа над постановкой
губ, рук, корпуса, исполнительского дыхания (в том числе упражнения,
направленные на развитие грудобрюшного типа дыхания), развитие чувства
«опоры», тренировка и укрепление дыхательных мышц и мышц амбушюра. Занятия
техникой языка, извлечением звука (правильное расположение отверстия головки
флейты относительно губ и формирование струи воздуха), изучение аппликатуры.
За год учащийся должен освоить гаммы Фа мажор, Соль мажор с параллельными
видами минора в пределах одной-двух октав штрихами легато и нон-легато, 5—7
этюдов, разнохарактерные пьесы.
Примерный репертуарный список
Упражнения и этюды
Платонов Н. Школа игры на флейте. М.,1983
Педагогический репертуар для флейты ДМШ 1-5 кл.
Этюды (сост. Ю.Должиков). - М., 1989
Пьесы:

Русские народные песни:
«Во поле берёза стояла»,
«Я на камушке сижу»,
« Заинька, попляши»,
« В зеленом саду»,
«Лисичка»
Шуберт Ф. Романс
Шуман Р. Пьеска
Лысенко Н. Колыбельная
Шостакович Д. Хороший день
Глинка М. Жаворонок
Моцарт В. А. Менуэт
Глюк К. В. Танец
Гречанинов А. Вальс
Бетховен Л. Немецкий танец
Цыбин В. Листок из альбома
Перголези Дж. «Ах, зачем я не лужайка»
Гедике А. Танец
Бах Й. С. Менуэт
Примерная программа промежуточной аттестации:
1 вариант
Глинка М. Жаворонок
Бетховен Л. Немецкий танец
2 вариант
Перголези Дж. «Ах, зачем я не лужайка»
Шостакович Д. Хороший день
Четвертый класс.
Аудиторные занятия: 2 часа в неделю

Консультации: 8 часов в год
За учебный год учащийся должен сыграть один зачет и один академический
концерт в первом полугодии, один зачет и переводной экзамен во втором
полугодии.
Задачи:
продолжение работы над постановкой амбушюра, рук, корпуса,
исполнительского дыхания, координация всех элементов исполнительской техники.
Работа над штрихом стаккато, над ведением звука, увеличение динамического
диапазона, использование приёма вибрато. Развитие подвижности, гибкости и силы
амбушюра, укрепление дыхательных мышц, развитие беглости пальцев, тренировка
слуха - работа над интонацией, филировкой звука. Самостоятельная настройка
инструмента. Расширение знаний музыкальной терминологии. Развитие навыков
чтения с листа и самостоятельной работы. Мажорные и минорные гаммы в
тональностях с двумя-тремя знаками, трезвучия, арпеджио, в сдержанном темпе
(гаммы исполняются штрихами легато и нон-легато), хроматическая гамма, 5-7
этюдов (по нотам), пьесы.
Примерный репертуарный список
Упражнения и этюды
Платонов Н. Школа игры на флейте. М.,1983
Педагогический репертуар для флейты ДМШ 1-5 кл.
Этюды (сост. Ю.Должиков). - М., 1989
Должиков Ю. Нотная папка флейтиста. - М., 2004.
Пьесы
Шуберт Ф. «Вальс»
Глюк К.В. «Веселый танец»
Бетховен Л. «Песня»
Шуман Р. «Маленький романс»
Бах И.С. «Менуэт»
Шуман Р. «Весёлый крестьянин», «Смелый наездник»
Шостакович Д. «Вальс-шутка», «Гавот»
Цыбин В. «Улыбка весны»
Хачатурян А. Андантино

Бетховен Л. Экосез
Чайковский П. «Сладкая греза», «Грустная песенка», «Колыбельная в бурю»
Глюк К. «Гавот»
Лятте Р. «Радость от прекрасного дня»
Примерная программа промежуточной аттестации:
1 вариант
Цыбин В. «Улыбка весны»
Шуман Р. «Весёлый крестьянин»,
2 вариант
Лятте Р. «Радость от прекрасного дня»
Шостакович Д. «Вальс-шутка»
Пятый класс.
Аудиторные занятия: 2 часа в неделю.
Консультации: 8 часов в год.
За учебный год учащийся должен сыграть один зачет и один академический
концерт в первом полугодии, зачет и экзамен во втором полугодии.
Задачи:
за время обучения в 5 классе учащийся должен освоить: мажорные и минорные
гаммы, в различных штрихах, трезвучия, доминантсептаккорд и уменьшённый
септаккорд с обращением в тональностях до 4-х знаков, хроматическую гамму,
обращая особое внимание на чистоту звука, одинаковое звучание регистров, чёткое
стаккато. Совершенствование исполнительской техники. Работа над качеством
звука, интонацией, тембром, динамикой, вибрацией. Отработка ясной чистой атаки,
звуковедения, филировки. Тренировка беглости пальцев, укрепление дыхательных
мышц и мышц амбушюра. Дальнейшее развитие музыкально - образных
представлений. Формирование устойчивых навыков чтения с листа несложных пьес
и самостоятельной работы. Музыкальная терминология. Кроме того, учащийся
должен систематически работать над развитием навыков чтения нот с листа,
самостоятельного разбора и изучения лёгких пьес, также – 5-7 этюдов, 6-8 пьес.
Примерный репертуарный список
Упражнения и этюды
Педагогический репертуар для флейты ДМШ 1-5 кл. Этюды (сост.
Ю.Должиков). - М., 1989 ПлатоновН. Тридцать этюдов для флейты. - М., 1938.

Ягудин Ю. Легкие этюды для флейты. - М., 1968.
Пьесы
Лядов А. Прелюдия
Гендель Г. Сонаты № 2, № 5
Калинников В. «Грустная песенка»
Моцарт В. Менуэт из «Маленькой ночной серенады»
Бизе Ж. Антракт из оперы «Кармен»
Боккерини Л. Менуэт
Верачини Ф. 12 сонат
Прокофьев С. Гавот
Металлиди Ж. Романтический вальс, Баллада.
Хренников Т. Колыбельная Светланы из к.ф. «Гусарская баллада»
Петров А. Вальс из к.ф. «Берегись автомобиля»
Кёллер Э. Полька
Дебюсси К. Маленький негритенок
Мендельсон Ф. Песня без слов.
Синисало Г. Три миниатюры

Примерная программа промежуточной аттестации:
1 вариант
Чайковский П. Баркарола
Дебюсси К. Маленький негритенок
2 вариант
Й. Андерсен. Колыбельная.
С. Прокофьев. Гавот
Шестой класс.
Аудиторные занятия: 2 часа в неделю.
Консультации: 8 часов в год .

За учебный год учащийся должен сыграть один зачет и один академический
концерт в первом полугодии, зачет и экзамен во втором полугодии
Задачи:
дальнейшее совершенствование исполнительской техники, навыков чтения с
листа и самостоятельной работы. Музыкальная терминология. Работа над
интонацией, динамикой, филировкой звука. Умение раскрывать художественный
замысел музыкального произведения и доносить его до слушателя.
За год ученик должен освоить мажорные и минорные гаммы в тональностях до
5 знаков с доминантсептаккордами, уменьшённый септаккордами с обращениями
различными штрихами, хроматическую гамму в подвижном темпе, 5-7 этюдов,
пьесы, произведения крупной формы.
Примерный репертуарный список
Упражнения и этюды
Педагогический репертуар для флейты ДМШ 1-5 кл.
Этюды (сост. Ю.Должиков). - М., 1989
ПлатоновН. Тридцать этюдов для флейты. - М., 1938.
Ягудин Ю. Легкие этюды для флейты. - М., 1968.
Келлер Э. Этюды для флейты (op.33,no.1,2). - Будапешт, 1980.
Пьесы
Цыбин В. Рассказ
Мендельсон Ф. Весенняя песня
Глюк К. Мелодия из оперы «Орфей»
Гендель Г. Сонаты №3, №7
Платти Дж. Соната op.3 №3 для флейты
Вивальди А. Концерты соль мажор, ре мажор («Щегленок»)
Металлиди Ж. Баллада
Глазунов А. Гавот из балета «Барышня-служанка»
Девьенн Ф. Концерты соль мажор, ре мажор
Моцарт В. Анданте до мажор, Турецкое рондо
Дворжак А. Юмореска

Глинка М. Вальс из оперы «Иван Сусанин»
Свиридов Г. Вальс
Андерсен Й. Колыбельная
Примерная программа промежуточной аттестации:
1 вариант
Гендель Г. Соната №7 1, 2 ч., или 3, 4. ч
2 вариант
Глюк К. Мелодия из оперы «Орфей»
Металлиди Ж. Баллада
Седьмой класс.
Аудиторные занятия: 2,5 часа в неделю .
Консультации: 8 часов в год .
За учебный год учащийся должен сыграть один зачет и один экзамен в первом
полугодии, зачет и переводной экзамен во втором полугодии
Задачи:
дальнейшее развитие и совершенствование исполнительской техники,
совершенствование связи музыкально-исполнительской техники и художественного
образа, развитие музыкально-образного мышления, расширение палитры
эмоционально окрашенного звучания инструмента. Развитие гибкости и
выносливости амбушюра, развитие техники языка, дыхания в работе над
различными видами штрихов. Работа над чистотой интонации, качеством звука,
звуковедением, фразировкой.
Мажорные и минорные гаммы в тональностях до шести знаков, в том числе
доминантсептаккорды, уменьшенные септаккорды и их обращения. Хроматическая
гамма . 5-7 этюдов (по нотам). Пьесы или произведения крупной формы.
Примерный репертуарный список
Упражнения и этюды
Келлер Э. Этюды для флейты. Будапешт, 1982. Тетр. 2.
ПлатоновН. Тридцать этюдов для флейты. - М., 1938.
Ягудин Ю. 24 этюда для флейты. М., 1968.
Пьесы

Вивальди А. Концерт ля минор
Вивальди А. Концерт ре мажор «Щеглёнок»
Э.Григ «Утро»
Э.Григ «Песня Сольвейг»
К. Сен-Санс «Соловей и роза»
Ф.Бенда Соната ми минор
Г.Ф. Гендель Соната №1 соль минор
Г.Ф.Гендель Соната №2 ля минор
Г.Ф.Гендель Соната до мажор
Г. Ф. Гендель Соната №4 фа мажор
Рахманинов С. Вокализ
Дебюсси К. «Лунный свет»
Василенко С. Сюита «Весной»;
Бизе Ж. Менуэт из сюиты № 2 «Арлезианка»
Гендель Г. Ф. Сонаты №1,7
Кванц И. Концерт соль мажор
Платонов Н. Вариации на русскую тему
Моцарт В. А. Шесть сонат
Бах И. С. Сюита h-moll
Андерсен И. Тарантелла
Кулиев Т. «Песня утра», «Маленькое скерцо»
Примерная программа промежуточной аттестации:
1 вариант
Вивальди А. Концерт соль минор «Ночь»
Кулау Ф. Интродукция и рондо

2 вариант
Рахманинов С. Вокализ

Андерсен И. Тарантелла

Восьмой класс.
Аудиторные занятия: 2,5 часа в неделю
Консультации: 8 часов в год
Задачи:
подготовка выпускной программы. Выпускная программа должна содержать 4-5
произведений различных по стилю, жанру и характеру. Перед итоговым экзаменом
учащийся обыгрывает выпускную программу на зачетах, классных вечерах и
концертах.
Завершение работы по формированию исполнительских навыков, закрепление и
дальнейшее развитие концертно-исполнительских навыков. Совершенствовать связь
музыкально-исполнительской техники и художественного образа. Развитие
эмоциональной культуры исполнителя.
При дальнейшем поступлении в музыкальное заведение среднего уровня
профессионального образования, подготовка в соответствии с требованиями
поступления.
Примерный репертуарный список
Упражнения и этюды
Келлер Э. Этюды для флейты. Будапешт, 1982. Тетр. 2.
Моиз М. Упражнения на артикуляцию. СПб. Композитор, 2000.
Ягудин Ю. 24 этюда для флейты. М., 1968.
Пьесы
Бах И. С. Сюита си минор, Сонаты № 2, №4
Бетховен Л. Серенада
Блодек В. Концерт
Верачини Ф. 12 сонат
Вивальди А. Концерт ре мажор
Гендель Г. Ф. Сонаты
Годар Б. Сюита
Дебюсси К. Лунный свет

Кванц И. Ариозо и престо из Сонаты ре мажор; Концерт соль мажор
Меркаданте М. Концерт соль мажор
Форе Г. Фантазия
Цыбин В. Концертные этюды
Чайковский П. Мелодия
Прокофьев С. Танец девушек из балета «Ромео и Джульетта»
К. Дебюсси «Маленький пастух»
Л.Бетховен Десять тем с вариациями op. 107
Ф. Шопен Вариации на тему Россини
И.Андерсен Тарантелла
К. Ф. Э. Бах Концерт ре минор 1ч.
И. С. Бах Соната до мажор
Н. Платонов Вариации на русскую тему
Ю. Чичиков Скерцо
И. Кванц Концерт Соль мажор
Г.Стамиц Концерт Соль мажор
Ф. Телеманн Фантазии
Примеры программы выпускного экзамена
1-ый вариант
Ж. Бизе «Антракт из оперы «Кармен»
В. Моцарт «Анданте»
В. Попп «Венгерский танец» №2
Бах И. Сюита h-moll (Менуэт, Сарабанда, Скерцо)

2-ой вариант
М. Равель «Павана»
Ф. Телеман Соната F-dur 1 часть
В. Моцарт «Анданте»

Ф.Шуберт « Музыкальный момент»

III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Данная программа отражает разнообразие репертуара, академическую
направленность учебного предмета «Специальность (флейта)», а также возможность
индивидуального подхода к каждому ученику. Содержание программы направлено
на обеспечение художественно-эстетического развития личности и приобретения ею
художественно-исполнительских знаний, умений и навыков.
Реализация программы обеспечивает:
- наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству,
самостоятельному музыкальному исполнительству;
- сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков,
позволяющий использовать многообразные возможности флейты для достижения
наиболее убедительной интерпретации авторского текста, самостоятельно
накапливать репертуар из музыкальных произведений различных эпох, стилей,
направлений, жанров и форм;
- знание репертуара для флейты, включающего произведения разных стилей и
жанров (полифонические произведения, сонаты, концерты, пьесы, этюды,
инструментальные миниатюры) в соответствии с программными требованиями;
- знание художественно-исполнительских возможностей флейты;
- знание профессиональной терминологии;
- наличие умений по чтению с листа несложных музыкальных произведений;
- навыки слухового контроля, умение управлять процессом исполнения
музыкального произведения; - навыки по использованию музыкальноисполнительских средств выразительности, выполнению анализа исполняемых
произведений, владения различными видами техники исполнительства,
использования художественно оправданных технических приемов;
- наличие творческой инициативы, сформированных представлений о методике
разучивания музыкальных произведений и приемах работы над исполнительскими
трудностями;
- наличие навыков репетиционно-концертной работы в качестве солиста.
IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК
 Аттестация:

цели, виды, форма, содержание

Основными видами контроля успеваемости являются:
- текущий контроль успеваемости учащихся
- промежуточная аттестация
- итоговая аттестация.
Каждый вид контроля имеет свои цели, задачи, формы.
Текущий контроль направлен на поддержание учебной дисциплины, выявление
отношения к предмету, на ответственную организацию домашних занятий, имеет
воспитательные цели, может носить стимулирующий характер. Текущий контроль
осуществляется регулярно преподавателем, оценки выставляются в журнал и
дневник учащегося. При оценивании учитывается:
- отношение ученика к занятиям, его старания и прилежность;
- качество выполнения предложенных заданий; - инициативность и проявление
самостоятельности как на уроке, так и во время домашней работы;
- темпы продвижения.
На основании результатов текущего контроля выводятся четверные оценки.
Особой формой текущего контроля является контрольный урок, который
проводится преподавателем, ведущим предмет.
Промежуточная аттестация определяет успешность развития учащегося и
степень освоения им учебных задач на определенном этапе. Наиболее
распространенными формами промежуточной аттестации являются контрольные
уроки, проводимые с приглашением комиссии, зачеты, академические концерты,
технические зачеты, экзамены.
Каждая форма проверки (кроме переводного экзамена) может быть как
дифференцированной (с оценкой), так и не дифференцированной.
При оценивании обязательным является методическое обсуждение, которое
должно носить рекомендательный, аналитический характер, отмечать степень
освоения учебного материала, активность, перспективы и темп развития ученика.
Участие в конкурсах приравнивается к выступлению на академических
концертах и зачетах. Переводной экзамен является обязательным для всех.
Переводной экзамен проводится в конце каждого учебного года, определяет
качество освоения учебного материала, уровень соответствия с учебными задачами
года.
Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся в
конце учебных полугодий в счет аудиторного времени, предусмотренного на
предмет «Специальность (флейта)». Экзамены проводятся за пределами аудиторных

«

учебных занятий, то есть по окончании проведения учебных занятий в учебном
году, в рамках промежуточной (экзаменационной) аттестации.
К экзамену допускаются учащиеся, полностью выполнившие все учебные
задания.
По завершении экзамена допускается его пересдача, если обучающийся получил
неудовлетворительную оценку. Условия пересдачи и повторной сдачи экзамена
определены в локальном нормативном акте образовательного учреждения
«Положение о текущем контроле знаний и промежуточной аттестации
обучающихся».
Итоговая аттестация (выпускной экзамен) определяет уровень и качество
владения полным комплексом музыкальных, технических и художественных задач в
рамках представленной сольной программы.

 Критерии

5 («отлично»)
4 («хорошо»)
3 («удовлетворительно»)

2
(«неудовлетворительно»)
«зачет» (без оценки)

оценки
Технически качественное и художественно
осмысленное исполнение, отвечающее
всем требованиям на данном этапе обучения
Оценка отражает грамотное исполнение, с небольшими
недочетами
(как в техническом плане, так и в художественном)
Исполнение с большим
количеством недочетов, а именно:
недоученный текст, слабая техническая подготовка,
малохудожественная игра, отсутствие свободы игрового аппарата и т.д.
Комплекс недостатков,
являющийся следствием отсутствия домашних занятий, а также плохой
посещаемости аудиторных занятий
Отражает достаточный уровень
подготовки и исполнения на данном этапе обучения

Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения является основной.
В зависимости от сложившихся традиций того или иного учебного заведения и с
учетом целесообразности оценка качества исполнения может быть дополнена
системой «+» и «- », что даст возможность более конкретно отметить выступление
учащегося.

Фонды оценочных средств, призваны обеспечивать оценку качества
приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков, а также степень
готовности учащихся выпускного класса к возможному продолжению
профессионального образования в области музыкального искусства.
При выведении итоговой (переводной) оценки учитывается следующее:
- оценка годовой работы ученика;
- оценка на академическом концерте, зачете или экзамене;
- другие выступления ученика в течение учебного года.
Оценки выставляются по окончании каждого полугодия учебного года.
V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА


Методические рекомендации педагогическим работникам

В работе с учащимся преподаватель должен следовать принципам
последовательности, постепенности, доступности, наглядности в освоении
материала.
Весь процесс обучения должен быть построен от простого к сложному, и
учитывать индивидуальные особенности ученика: физические данные, уровень
развития музыкальных способностей.
Необходимым условием для успешного обучения является формирование у
ученика уже на начальном этапе правильной постановки губ, рук, корпуса,
исполнительского дыхания.
Развитию техники в узком смысле слова (беглости, четкости, ровности и т.д.)
способствует систематическая работа над упражнениями, гаммами и этюдами.
При освоении гамм, упражнений, этюдов и другого вспомогательного материала
рекомендуется применение различных вариантов – штриховых, динамических,
ритмических и т. д.
Работа над качеством звука, интонацией, ритмическим рисунком, динамикой –
важнейшими средствами музыкальной выразительности – должна последовательно
проводиться на протяжении всех лет обучения и быть предметом постоянного
внимания педагога.
При работе над техникой необходимо давать четкие индивидуальные задания и
регулярно проверять их выполнение.
В учебной работе также следует использовать переложения произведений,
написанных для других инструментов или для голоса. Рекомендуются переложения,

в которых сохранен замысел автора и широко использованы характерные
особенности флейты.
В работе над музыкальными произведениями необходимо прослеживать связь
между художественной и технической сторонами изучаемого произведения.


Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся

1. Самостоятельные занятия должны быть регулярными и систематическими.
2. Периодичность занятий: каждый день.
3. Количество часов самостоятельных занятий в неделю: от двух до четырех.
Объем самостоятельной работы определяется с учетом минимальных затрат на
подготовку домашнего задания с учетом параллельного освоения детьми программы
основного общего образования, а также с учетом сложившихся педагогических
традиций в учебном заведении и методической целесообразности.
4. Ученик должен быть физически здоров. Занятия при повышенной температуре
опасны для здоровья и нецелесообразны, так как результат занятий всегда будет
отрицательным.
5. Индивидуальная домашняя работа может проходить в несколько приемов и
должна строиться в соответствии с рекомендациями преподавателя по
специальности. Ученик должен уйти с урока с ясным представлением, над, чем ему
работать дома. Задачи должны быть кратко и ясно сформулированы в дневнике.
Содержанием домашних заданий могут быть:
- упражнения для развития звука и исполнительского дыхания (выдержанные
ноты);
- работа над развитием техники (гаммы, упражнения, этюды);
- работа над художественным материалом (пьесы или произведение крупной
формы);
- чтение с листа.
6. Периодически следует проводить уроки, контролирующие ход домашней
работы ученика.
7. Для успешной реализации программы «Специальность (флейта)» ученик должен
быть обеспечен доступом к библиотечным фондам, а также аудио- и видеотекам,
сформированным по программам учебных предметов.
VI . СПИСКИ РЕКОМЕНДУЕМОЙ НОТНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
«Школа игры на флейте» Н.Платонов 1988
«Хрестоматия для флейты» Пьесы 1-2 класс Сост. Ю. Должиков –М.1984

«Этюды для флейты» ДМШ 1-5 класс Издательство - М. «Музыка»1984
«30 этюдов для флейты» Дж. Гарибольди Венгрия 1986
Пьесы для начинающих «Золотой репертуар флейтиста». Издательство
Композитор» - С- Петербург 1995
«Детский альбом для флейты и фортепиано». Старшие классы 2000
«Альбом популярных пьес» переложение для флейты М. «Музыка» 1990
«Хрестоматия для флейты» 5-й класс ДМШ, Пьесы и ансамбли М.«Музыка» 2004
«Романтический альбом» Издательство «Композитор» С - П. 1999
«Альбом юного флейтиста» М. «Советский композитор» 1986
«Альбом ученика флейтиста» Учебно - педагогический репертуар для ДМШ
Киев 1973
В.Баркаускас Сюита для детей «В зоопарке» для дер. дух. инструментов
Вильнюс 1969
«Избранные произведения для флейты» Сост. Н.Платонов М. 1946 Э.Келлер «10
этюдов для флейты» М., 1940
Э.Келлер «15 этюдов для флейты» М., 1947
Э.Келлер «Этюды для флейты» Тетр. 2- М., 1960
«Педагогический репертуар для флейты» сост. Ю. Должиков М., 1956
«Педагогический репертуар для флейты» сост. Ю. Должиков М., 1980
Н.Платонов «30 этюдов для флейты» М., 1938
«Пьесы русских композиторов для флейты» ред. Ю. Должикова
«Сборник пьес» ред. Г. Мадатова, Ю.Ягудина М., 1950
«Старинные сонаты» ред. Ю. Должиков М., 1977
«Учебный репертуар для ДМШ» Флейта, 1 класс Киев, 1977
«Учебный репертуар для ДМШ» Флейта 2 класс Киев, 1978
«Учебный репертуар для ДМШ» Флейта 3 класс Киев, 1970
«Учебный репертуар для ДМШ»Флейта 4 класс Киев, 1980
«Учебный репертуар для ДМШ»Флейта 5 класс Киев, 1981
«Хрестоматия для флейты» 3-4 класс ДМШ сост. Ю. Должиков М.,

«Хрестоматия для флейты»3-4 класс ДМШ сост. Ю. Должиков М., 1982
«Хрестоматия педагогического репертуара для флейты» Ч.1/сост. Ю.Должиков
М.,1969
«Хрестоматия педагогического репертуара для флейты» Ч.2/сост. Ю.Должиков
М.,1971
«Хрестоматия педагогического репертуара для флейты» Ч.3/сост. Ю. Должиков
М.,1972
Ю. Должиков «Нотная папка флейтиста №1»М., 2004
А.Корнеев «Альбом флейтиста» М.,2006
«Любимые произведения для флейты» Будапешт 1974
Альбом популярных пьес «Лунный свет»
М.,2009 А.Гофман «Альбом переложений популярных пьес для флейты и
фортепиано» М.,2005
П.Чайковский «Альбом пьес» М., 2004
«Старинные сонаты» М., 1977


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».