МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «РОЩИНСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ» ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «СТРУННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ» Предметная область ПО.01. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО Программа по учебному предмету ПО.01.УП.02.АНСАМБЛЬ (СКРИПКА) г.п. Рощино 2022 г. Структура программы учебного предмета I Пояснительная записка - Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе; - Срок реализации учебного предмета; - Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета; - Форма проведения учебных аудиторных занятий; - Цели и задачи учебного предмета; - Обоснование структуры программы учебного предмета; - Методы обучения; - Описание материально-технических условий реализации учебного предмета; II Содержание учебного предмета - Сведения о затратах учебного времени; - Годовые требования по классам; III Требования к уровню подготовки учащихся IV Формы и методы контроля, система оценок - Аттестация: цели, виды, форма, содержание; - Критерии оценки; - Контрольные требования на разных этапах обучения; V Методическое обеспечение учебного процесса - Методические рекомендации педагогическим работникам; - Рекомендации по организации самостоятельной работы учащихся; VI Списки рекомендуемой нотной и методической литературы - Примерный список нотной литературы; -Рекомендуемые репертуарные сборники; - Список рекомендуемой методической литературы Пояснительная записка I. 1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе Программа учебного предмета «Ансамбль» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Струнные инструменты». Воспитание навыков игры в ансамбле является одной из задач предпрофессиональной подготовки учащихся в ДМШ и ДШИ. Игра в ансамбле объединяет детей разной степени способностей, интеллекта, возрастных и психофизических особенностей, музыкальнотехнической подготовки, расширяет кругозор, воспитывает дисциплину, помогает принять решение в выборе профессии музыканта. Ансамбль струнных инструментов использует и развивает базовые навыки, полученные на занятиях в классе по специальности. За время обучения ансамблю должен сформироваться комплекс умений и навыков, необходимых для совместного музицирования. Коллективный характер работы при разучивании и исполнении произведений, чувство ответственности делают класс «Ансамбля» наиболее эффективной формой учебно-воспитательного процесса. 2. Срок реализации учебного предмета «Ансамбль» При реализации программы со сроком обучения 8 лет предмет «Ансамбль» составляет 5 лет - с 4-го по 8-ой класс. Для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного общего образования или среднего общего образования и планирующих поступление в образовательные организации, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства, срок обучения может быть увеличен на один год. 3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательнойорганизации на реализацию учебного предмета «Ансамбль»: Таблица 1 Срок обучения/класс 8 лет 9 класс Максимальная учебная нагрузка (в часах) 412,5 132 Количество часов на аудиторные занятия 165 66 247,5 66 Количество часов на внеаудиторную (самостоятельную) работу 4. Форма проведения учебных аудиторных занятий Занятия по предмету «Ансамбль» проводятся в форме мелкогрупповых занятий (от 2-х человек) по 1 часу в неделю. В 9 классе на предмет «Ансамбль» предусмотрено 2 часа аудиторных занятий в неделю. 5. Цели и задачи учебного предмета «Ансамбль» Цели: развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе приобретенных им знаний, умений и навыков; выявление наиболее одаренных учащихся и их дальнейшая подготовка к продолжению музыкального образования в образовательных организациях среднего профессионального образования, реализующих основные профессиональные программы в области музыкального искусства. Задачи: создание условий для художественного образования, эстетического воспитания и духовно-нравственного развития детей; стимулирование развития эмоциональности, памяти, мышления, воображения и творческой активности при игре в ансамбле; развитие мотивации к игре в ансамбле родственных инструментов; обучение специальным умениям и навыкам, необходимым для творческой деятельности внутри ансамбля, а также навыкам импровизации; создание условий для передачи знаний и представлений о разных стилях и жанрах ансамблевого творчества; развитие у учащихся музыкальных способностей (слуха, чувства ритма, музыкальной памяти); развитие художественных способностей учащихся до уровня, необходимого для дальнейшего обучения в образовательных организациях среднего профессионального образования, реализующих основные профессиональные программы в области музыкального искусства 6. Обоснование структуры учебного предмета «Ансамбль» Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником. Программа содержит следующие разделы: - сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета; - распределение учебного материала по годам обучения; - описание дидактических единиц учебного предмета; - требования к уровню подготовки обучающихся; - формы и методы контроля, система оценок; - методическое обеспечение учебного процесса. В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета». 7.Методы обучения Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения: - словесный (рассказ, беседа, объяснение); - наглядный (наблюдение, показ, демонстрация); -практический (воспроизведение). Предложенные методы работы со струнным ансамблем в рамках предпрофессиональной образовательной программы являются наиболее продуктивными и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях ансамблевого исполнительства на струнных инструментах. 8.Описание материально-технических условий для реализации учебного предмета Материально-техническая база образовательнойорганизации должна соответствовать охраны санитарным труда. своевременные и противопожарным Образовательнаяорганизация сроки текущего и нормам, должно капитального нормам соблюдать ремонта учебных помещений. Учебные аудитории для мелкогрупповых занятий по учебному предмету «Ансамбль» должны иметь рояль или пианино, в достаточном количестве пульты и стулья на площади не менее 12 кв. м. Образовательнаяорганизация должна иметь комплект струнных инструментов, в том числе, для детей различного возраста, и создать условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов. II. Содержание учебного предмета 1. Сведения о затратах учебного времени,предусмотренного на освоение учебного предмета «Ансамбль», на максимальную, самостоятельную нагрузку учащихся и аудиторные занятия: Таблица 2 Срок обучения – 9 лет Распределение по годам обучения Класс 1 2 3 4 5 6 7 8 9 - - - 33 33 33 33 33 33 Продолжительность учебных занятий (в неделях) Количество часов на аудиторные занятия - - - 1 1 1 1 1 2 - - - 1.5 1.5 1.5 1.5 1.5 2 - - - - 2 2 2 2 2 (в неделю) Количество часов на внеаудиторные занятия (в неделю) Консультации Виды внеаудиторной работы: - выполнение домашнего задания; - подготовка к концертным выступлениям; - посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов и др.); - участие учащихся в концертах, творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности образовательнойорганизации и др. Учебный материал распределяется по годам обучения – классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, предусмотренный для освоения учебного материала. 2. Требования по годам обучения В ансамблевой игре так же, как требуются определенные и в сольном исполнительстве, музыкально-технические навыки владения инструментом, навыки совместной игры, такие, как: умение слушать друг друга, слышать основной голос, подголосок, аккомпанемент, понимать роль своей партии в исполнении музыкального произведения; умение грамотно исполнять авторский текст; умение играть вместе, чисто и ритмично; владение едиными штрихами, аппликатурой и динамикой; знание музыкальной терминологии; навыки чтения нот с листа и транспонирования несложного музыкального текста; навыки подбора по слуху; умение самостоятельно выбрать и выучить музыкальное произведение; навыки публичных выступлений; умение выразительно, в соответствии со стилевыми особенностями, исполнять музыкальное произведение. В течение учебного года с каждым составом рекомендуется подготовить 4-6 разнохарактерных произведения. 4 класс (1час в неделю) Формирование и развитие навыков самостоятельной настройки своего инструмента,умения красиво, свободно стоять на сцене, вместе начинать и заканчиватьисполнение музыкального произведения, слушать друг друга. Игра упражнений и гамм различными штрихами в унисон. Для чтения с листа используются легкие двухголосные пьесы, в которых исполняются по очереди то один, то другой голос. За год учащийся должен пройти 4-6 несложных произведений, 1-2 раза сыграть на зачете (в том числе, в форме выступления на участия в творческом мероприятии). Примерный репертуарный список 1. Бакланова Н. Детский марш 2. Бах И.С. Менуэт. 3. Бетховен Л. Песня. 4. Боккерини Л. Менуэт для скрипки, виолончели и ф-но. 5. Брамс Й. Вальс. Ор.39, №15. 6. Брамс Й. Колыбельная песня. 7. Валентини Дж. Менуэт для скрипки,виолончели и ф-но. 8. Вебер К.М. Хор охотников. 9. Вольфарт Ф. Этюд-шутка. концерте, 10. Вольфензон С. Две пьесы для ансамбля скрипачей 11. Гайдн Й. Анданте 12. Гайдн Й. Менуэт из «Детской симфонии». 13. Дунаевский И. Колыбельная 14. Кабалевский Д. Клоуны. 15. Кабалевский Д. Полька. 16. Караев К. Задумчивость. Обр. Барабаша С. 17. Медведовский Е. Гамма-джаз 18. Металлиди Ж. Колечко 19. Металлиди Ж. Деревенские музыканты 20. Шостакович Д. Гавот. Перел. Атовмяна А. 21. Шуберт Ф. Вальс. Соч.9, №1. 22. Шуберт Ф. Вальс. Соч.50, №12. 23. Шуберт Ф. Музыкальный момент. Перел. Погожевой Г. 5 класс (1 час в неделю) Усложнение репертуара. Дальнейшая работа над навыками игрыв ансамбле. Умение слушать друг друга, играть вместе, чисто и ритмично, точно и выразительно исполнять авторский текст. Каждому участнику ансамбля необходимо дать возможность стать концертмейстером и повести партнеров за собой. Необходимо регулярно читать с листа несложный музыкальный текст. За год учащийся должен пройти 4-6 несложных произведений, 1-2 раза сыграть на зачете (в том числе, в форме выступления на концерте, участия в творческом мероприятии). Примерный репертуарный список 1. Бакланова Н. Вариации. 2. Бакланова Н. Мазурка 3. Барток Б.-Мострас К. 10 дуэтов для 2х скрипок 4. Бах И.С.Гавот. 5. Бетховен Л.«Турецкий марш». Перел. Нежинской Н. 6. Бетховен Л.Менуэт. 7. Бом К. Вечное движение. 8. Верачини Ф. Ларго для скрипки, виолончели и ф-но. 9. Глазунов А.Гавот. 10. Градески Э. Регтайм «Мороженое». 11. Григ Э. Норвежский танец. Перел. Нежинской Н. 12. Григ Э. Танец Анитры из сюиты «Пер Гюнт»,обр. Уткина М. 13. Капп Э.Эстонский танец. Обр. Вульфсон А. 14. Крылатов Е. Крылатые качели 15. Мозас Ф. Дуэты для 2х скрипок 16. Моцарт В.Менуэт из Трио №7 для скрипки, виолончели и ф-но 24. Моцарт В. Пантомима. 25. Паганини Н. Менуэт для скрипки, виолончели и ф-но. 17. Прокофьев С.Марш из сюиты «Летний день» для 2-х скрипок и фно 18. Прокофьев С.Шествие. 19. Раков Н. Марш. 20. Саммартини Дж. Ариозо для скрипки, виолончели и ф-но. 21. Сен-Санс К.Лебедь. 22. Тобис Б. Латышские пастушечьи песни для струнного ансамбля, блокфлейты и ф-но 23. Фрейлекс.Еврейская народная мелодия. 24. Хачатурян А. Танец девушек из балета «Гаяне» для 2-х скрипок и ф-но 25. Шостакович Д. Гавот 26. Шостакович Д.Прелюдия. Соч.87, №3. Старшие классы 6 – 8 классы - 1 час в неделю; 9класс – 2 часа в неделю Дидактические задачи в учебном предмете «Ансамбль» для 6-х, 7-х, 8-х, 9-х классов совпадают. Усложнение и накопление репертуара. Дальнейшая работа над навыками игры в ансамбле, такими, как: ритмическая согласованность, динамическое равновесие, единство штрихов и фразировки, навыки публичных умение выступлений, выразительно, в соответствии со стилевыми особенностями, исполнить музыкальное произведение. Чтение с листа. За год учащийся должен пройти 4-6 несложных произведений, 1-2 раза сыграть на зачете (в том числе, в форме выступления на концерте, участия в творческом мероприятии). Примерный репертуарный список 1. Бабаджанян А. Танец 2. Бакланова Н. Вариации для 2х скрипок 3. Бах – Гуно «Ave Maria». 4. Бах И.С. Ария для 2-х скр. и ф-но. Перел. Владимировой Т. 5. Бах И.С. Ария из Сюиты №3. 6. Брамс Й. Вальс. Ор.39, №15. Перел. Ратнера И. 7. Брамс Й. Венгерский танец №1. 8. Брамс Й.Венгерский танец №2. 9. Вагнер Р.Вступление к опере «Лоэнгрин». Обр. Захаровых Л. и Л. 10. Вивальди А. Концерт ля минор для 2х скрипок 11. Виотти Д. Дуэты для 2х скрипок 12. Гаврилин В. Осенью. Большой вальс из балета «Анюта». 13. Гайдн Й. Дуэты для 2х скрипок 14. Гендель Г.Ария. 15. Гершвин Дж.Колыбельная из оперы «Порги и Бесс». Черненко А. 16. Глиэр Р. Танец на площади из балета «Медный всадник». 17. Дворжак А.Юмореска 18. Джоплин С. Регтайм Перел. 19. Дербенко Е. Романтическая прелюдия. 20. Дога Е. Вальс 21. Кемпферт Б. Путники в ночи 22. Крамер Д.Танцующий скрипач. Аранжировка Грибовского В. 23. Металлиди Ж.Три пьесы из сюиты «Золотой ключик». 24. Мострас К. Классические дуэты 25. Мусоргский М.Гопак из оперы «Сорочинская ярмарка» для 4-х скрипок. 26. Паганини Н. Кантабиле. Обр. Захаровых Л. и Л. 27. Рахманинов С. Итальянская полька. Свободная обработка Грибовского В. 28. Рахманинов С. Элегия. Перел. Генделева Ю. 29. Рахманинов С.Вокализ. Ор.34 №14. Перел. Ратнера И. 30. Свиридов Г. Вальс из музыки к кинофильму «Метель». 31. Сен-Санс К. «Лебедь». 32. Соловьев-Седой В. Вечер на рейде 33. Старинный русский романс «Я встретил вас» 34. Фролов И.Дивертисмент. 35. Хачатурян А. Танец девушек из балета «Гаянэ». 36. Хачатурян А.Серенада из спектакля «Валенсианская вдова». 37. Хотунцов И. Каникулы 38. Чайковский П. Вальс из балета «Спящая красавица» 39. Шостакович Д. Гавот. 40. Шостакович Д.Испанский танец. 41. Шостакович Д.Лирический вальс. 42. Штраус Й.Полька-пиццикато. 43. ШубертФ.Ave Maria 44. Шуберт Ф.Экспромт. Ор.90 №3. Перел. Ратнера И. 45. Ярадиер С. Голубка III. Требования к уровню подготовки учащихся Уровень подготовки учащихся является результатом освоения программы учебного предмета «Ансамбль». За время обучения у учащихся должны быть сформированы: - комплекс умений и навыков в области ансамблевого исполнительства, позволяющий демонстрировать в ансамблевой игре единство исполнительских намерений и реализацию исполнительского замысла; - знание ансамблевого репертуара из произведений отечественных изарубежных композиторов; - знание основных направлений камерно-ансамблевой музыки – эпохи барокко, венской классики, романтизма, русской музыки XIX века, отечественной и зарубежной музыки XX века; - навыки ансамблевого по решению исполнительства, музыкально-исполнительских обусловленные задач художественным содержанием и особенностями формы, жанра и стиля музыкального произведения. IV. Формы и методы контроля, система оценок 1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание Оценка качества реализации учебного предмета «Ансамбль» включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию учащихся. Итоговая аттестация по предмету «Ансамбль» по учебному плану непредусмотрена. Форму и время проведения промежуточной аттестации по этому предмету образовательнаяорганизация устанавливает самостоятельно (минимум один раз в конце каждого учебного года или по окончании полугодия). Это может быть контрольный урок, зачет, прослушивание, выступление в концерте, участие в конкурсе или каких-либо других творческих мероприятиях. Основными видами контроля успеваемости являются: -текущий контроль успеваемости учащегося; - промежуточная аттестация. Каждый из видов контроля имеет свои цели, задачи и формы. Текущий контроль имеет воспитательные цели, направлен на поддержание дисциплины, темпа продвижения,организацию домашних занятий, качество выполнения заданий. Особой формой текущего контроля является контрольный урок, который проводится преподавателем, ведущим предмет без присутствия комиссии. На основании результатов текущего контроля выводятся четвертные оценки, которые выставляются преподавателем в журнал. Промежуточная аттестация определяет успешность развития учащегося на различных этапах обучения. Формами промежуточной аттестации являются контрольные уроки, проводимые с приглашением комиссии, зачёты, прослушивания, академические концерты, творческие мероприятия. Каждая форма проверки может быть дифференцированной (с оценкой), так и недифференцированной. Обязательным рекомендательный, является методическое аналитический обсуждение, носящее характер, отмечающее степень освоения учебного материала, активность, перспективы и темп развития ученика. Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся в конце учебных полугодий в счет аудиторноговремени. 2. Критерии оценки Для аттестации учащихся создаются фонды оценочных средств, которые включают в себя методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки. Критерии оценки качества исполнения По итогам исполнения программы на зачете, академическом прослушивании выставляется оценка по пятибалльной шкале: Таблица 3 Оценка Отлично Критерии оценивания выступления яркое, художественно - осмысленное выступление с демонстрацией качественного владения техническими приемами игры Хорошо выразительное исполнение с ясным музыкально-художественным намерением, но с небольшими погрешностями (интонационными, штриховыми, текстовыми) Удовлетворительно слабое малоэмоциональное выступление с недостаточно устойчивым владением техническими приемами игры Неудовлетворительно очень слабое, невыразительное выступление с большим количеством ошибок в тексте, отсутствием технической проработки всех приемов Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения является основной. В зависимости от сложившихся традиций того или иного учебного заведения она может быть отредактирована/дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно отметить выступление учащегося. Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков, а также степень готовности учащихся выпускного класса к возможному продолжению профессионального образования в области музыкального искусства. V. Методическое обеспечение учебного процесса 1.Методические рекомендации педагогическим работникам Для успешной реализации программы учебного предмета «Ансамбль» необходимы следующие условия: правильная организация учебного процесса; принцип постепенного и последовательного изучения педагогического репертуара; применение различных подходов к учащимся с учетом их интеллектуальных, физических, музыкальных и эмоциональных данных, уровня подготовки; создание творческой атмосферы, доверительных отношений между педагогом и учеником. Учащиеся должны иметь доступ к нотным материалам и книгам библиотеки, а также к фондам фонотеки, аудио- и видеозаписей. Одна из главных методических задач преподавателя состоит в том чтобы научить ученика работать самостоятельно, регулярно и систематически. Педагогический коллектив должен состоять из квалифицированных специалистов со средним профессиональным и высшим образованием, которые В постоянно совершенствуют свое педагогическое мастерство. работе с ансамблем важную роль играет пианист- концертмейстер. Работу концертмейстеров необходимо планировать с учетом сложившихся традиций и методической целесообразности, в объеме от 60 до 100 процентов аудиторного времени. Подготовка к публичным выступлениям - это важный стимул для занятий в ансамбле. Для многих учащихся средних способностей игра в ансамбле становится единственной возможностью участия в концерте. Преподавателю, ведущему класс ансамбля, удобно создавать его внутри своего класса по специальному инструменту. Работая на уроке с каждым учеником по индивидуальному плану, педагог эффективнее ис- пользует время, уделяя внимание тем задачам, которые важны и в классе ансамбля, а именно: - свобода игровых движений; - легкость переходов в соединении позиций; - обостренная интонация и качественное звукоизвлечение; - владение основными штриховыми навыками, а также навыком vibrato; -ритмическая точность; - владение разнообразной динамикой при игре на инструменте; - эмоциональный настрой; - понимание формы и стиля музыкального произведения; - навык чтения нот с листа; - самоконтроль. Приступая к работе над музыкальным произведением, преподаватель прежде всего должен познакомить учащихся с автором, эпохой, содержанием, формой, стилем и характером произведения, исполнив его или прослушав запись, определить технические и музыкально- исполнительские задачи. Большое внимание необходимо уделять развитию у учащихся навыков самостоятельного, осмысленного разбора музыкального произведения. Чтению нот с листа отводится немного времени, поэтому на занятиях ансамбля важно чаще читать с листа несложный нотный текст, анализируя и определяя лад, метр, жанр, темп, характер штрихов, аппликатуру и нюансы. Работа над интонацией способствует развитию мелодического, гармонического, ладо-тонального музыкального слуха. Тщательная проверка высоты звука (с открытыми струнами) требует навыков самоконтроля. Рациональная аппликатура обогащает выразительную сторону скрипичной игры, облегчает преодоление трудностей, способствует чистоте интонации, укрепляет музыкальную память, облегчает чтение с листа. В работе над штрихами необходимо добиваться качества звучания, ритмической точности, координации обеих рук, целесообразности распределения смычка. Полезно работать над штрихами в гаммах. В игровой форме можно работать над развитием чувства метра и ритма, используя яркий разнохарактерный жанровый материал: придумать к мелодии разнообразное ритмическое сопровождение, выделяя сильные доли или только слабые, или исполнить остинатную группировку. Прорабатывая звуковую динамику, полезно поиграть фразу или предложение с различными нюансами, а затем охарактеризовать их. Успех выступления коллектива во многом зависит от выбора программы. Репертуар должен состоять из разнообразных по стилю, жанру, форме сочинений зарубежных и отечественных композиторов, а также переложений вокальной и инструментальной музыки для различных составов ансамблей. Например: дуэты без сопровождения фортепиано; сочинения и переложения для 2-х и более скрипок или для скрипки, альта (или виолончели) и фортепиано; концерты для 2-х и более скрипок с фортепиано; массовые скрипичные ансамбли (унисоны). При выборе репертуара целесообразно несколько сочинений исполнять в унисон. При достаточном числе учеников желательно иметь несколько составов. Концертный ансамбль может состоять из старшеклассников. 2.Рекомендации по организации самостоятельной работы Объем времени на самостоятельную работу учащегося определяется с учетом сложившихся целесообразности. «Ансамбль» На педагогических выполнение отводится 1,5 часа традиций домашнего в неделю. и методической задания по Это время предмету можно распределить по-разному, добавив по 15 минут к ежедневным занятиям по специальному инструменту или по 30 минут 3 раза в неделю. Важно эффективно использовать время, отведенное для самостоятельной работы, не терять его. При самостоятельных занятиях необходимо грамотно работать над музыкальным произведением: определить и выучить трудные места, поработать над звуком, штрихами, интонацией, фразировкой. VI. Списки нотной и методической литературы Примерный список нотной литературы «SantaLucia» - неаполитанская песня (сб.20,23) «Зимушка» - русская народная песня (сб.20) «Лучинушка» - русская народная песня (сб.24) «Молдовеняска» - народный танец (сб.28) «Молитва» - американская мелодия (сб.25) «Толстый и тонкий» - американская народная песня (сб.20) «Я встретил вас...» - старинный русский романс (сб.23) Агонян А. Фугетта (сб.7) Алексеенко Б. «У костра» для 2-х скрипок и ф-но (сб.34) Б.Барток. Венгерская песня. Переложение С.Барабаша для 3-х скрипок (сб.18) Бакланова Н. Вариации (сб.40) Бакланова Н. Детский марш (сб.20) Бакланова Н. Этюды для 2-х скрипок. Дуэты для 2-х скрипок. Баневич С.Фантазия на темы из музыки к кинофильму «НикколоПаганини» (сб.38) Барток Б. Одиннадцать дуэтов для 2-х скрипок (сб.4) Бах И.С. Менуэт (сб.21) Бах И.С. Песня, Сарабанда из Сюиты си минор; Бурре для 2-х скрипок (сб.4) Бах И.С. Ария из Кантаты №21. Для 2-х скрипок и ф-но. Переложение Т.Владимировой (сб.1) Бах И.С. Ария из Сюиты №3 (сб.16) Бах И.С. Бурре из Партиты си минор. Обр. А.Вольфсона для 4-х скрипок (сб.18) Бах И.С. Гавот из Сюиты для оркестра №3 BWV1068 (сб.15) БахИ.С.- ГуноШ. Ave Maria (сб.11) БахИ.С.-ГуноШ. Ave Maria (сб.25) БахИ.С.- ГуноШ. AveMariaдля скрипки,виолончели и ф-но (сб.31) Бах И.С. Канон. Переложение К.Мостраса (сб.7) Бах И.С. Концерт №1. Для скрипки с оркестром, 1-я часть (сб.29) Бах И.С. Концерт ре минор для 2-х скрипок. Обработка П.Кленгеля Бах И.С. Две маленькие фуги. Переложение для 2-х скрипок Бах И.С. Хорал №48 (сб.№26) Бах И.С. Хорал №63 (сб.№26) Бах Ф.Э. Жалоба (сб.41) Белый В. «Орлёнок» для 4-х скрипок (сб.34) Бетховен Л. «Турецкий марш» из музыки к пьесе «Афинские развалины» (сб.36) Бетховен Л. Вариации на тему «Портной Какаду» из Трио №11(сб.9) Бетховен Л. Менуэт, Адажио (сб.32) Бетховен Л. Песня (сб.18) Блантер М. Песня о Щорсе для 3-х скрипок и фортепиано (сб.10) Боккерини Л. Менуэт для 2-х скрипок (сб.34) Боккерини Л. Менуэт для скрипки, виолончели и ф-но (сб.31) Бом К. Вечное движение (сб.22) Бом К. Непрерывное движение. Переложение М.Гарлицкого (сб.18) Брамс Й. Вальс. Ор. 39 №15для 4-х скрипок (сб.34) Брамс Й. Вальс. Ор. 39N15 (сб.15) Брамс Й. Венгерский танец №1 (сб.33) Брамс Й. Венгерский танец №2 (сб.16) Брамс Й. Колыбельная песня (сб.22) Брамс Й. Колыбельная. Переложение А.Атовмяна (сб.8) Бриттен Б. Сентиментальная сарабанда (сб.41) Вагнер Р. Вступление к опере «Лоэнгрин». Обработка Л. и Л.Захаровых (сб.2) Валентини Дж. Менуэт для скрипки, виолончели и ф-но (сб.31) Вальдтейфель Э. Полька «Пустячки» (сб.36) Ваньхаль Я. Аллегро из Дуэта соч. 56 №3 для 2-х скрипок (сб.4) Варелас А. Две пьесы. Для 2-х скрипок (сб.1) Варламов А. «Красный сарафан» (сб.26) Вебер К. «Хор охотников» из оперы «Волшебный стрелок» для скр.(сб.4) Вебер К.М. «Хор охотников» (сб.22) Вебер К.М. «Хор охотников» (сб.39) Венявский Г. Этюд соль минор. Соч.18 №1. Перел.А.Готсдинера(сб.7) Верачини Ф. Ларго для скрипки, виолончели и ф-но (сб.31) Вивальди А. Концерт №3. Для скрипки с оркестром: 1, 2, 3 части (сб.29) Вивальди А. Концерт №6 ля минор. Для скрипки с оркестром: 1,2,3 части (сб.29) Вивальди А. Концерт №7 Соль мажор. Для скрипки с оркестром, 1 часть (сб.29) Вивальди А. Концерт для 2-х скрипок и фортепиано ля минор, 1 часть. Переложение Т.Наше (сб.8) Вивальди А. Концерт для 3-х скрипок и ф-но Вивальди А. Концерт для 4-х скрипок и ф-но Виотти Д. Дуэты для 2-х скрипок Виотти Дж. Анданте. Соч.23-б (сб.7) Виотти Дж. Дуэт Ми-бемоль мажор. Соч.23-б (сб.7) Владимирова Т. «Первая скрипка». Музыкальная сказка для струнного оркестра и фортепиано (сб.1) Власов А. Мелодия. Обработка С.Барабаша скрипок и фортепиано (сб.18) для виолончели, 2-х 2-х Власов В. 15 дуэтов для 2-х скрипок Власов В. и Фере В. 25 лёгких дуэтов для 2-х скрипок Вольфарт Ф. Этюд-шутка (сб.22) Гаврилин А. Марш (сб.30) Гаврилин В. Осенью (сб.38); Большой вальс из балета «Анюта» (сб.38) Гайдн Й. Анданте (сб.21) Гайдн Й. Две сонаты для скрипки и альта. Дуэты для скрипки и альта Сост. А.Готсдинер. Л., 1971 Гайдн Й. Менуэт из «Детской симфонии»(сб.16) Гайдн Й. Менуэт, Аллегро, Адажио (сб.32) Гайдн Й. Менуэт. Соч.99 (сб.7) Гедике А. Сарабанда, Мазурка для 2-х скрипок (сб.4) Гендель Г. Ария (сб.13) Гендель Г. Ария для 2-х скрипок (сб.12) Гендель Г. Пассакалия (сб.25) Гендель Г. Фугетта (сб.26) Гершвин Дж. «Колыбельная» из оперы «Порги и Бесс», переложение Черненко А. (сб.38) Гершвин Дж. Два фрагмента из оперы «Порги и Бесс» для 2-х скрипок, альта и фортепиано. Дуэт. Финал (сб.35) Гершвин Дж. «Летний день» (сб.28) Гинецинский И. Романс. Обр. С.Степанова (сб.2) Глазунов А. Гавот (сб.41) Глинка М. Фуга ре минор для 2-х скрипок (сб.№4) Глинка М. Песнь Маргариты (сб.6) Глинка М. Фуга До мажор. Переложение К.Мостраса (сб.7) Глиэр Р. Два дуэта для 2-х скрипок (сб.4) Глиэр Р. Дуэт ми минор. Соч.49, №4 (сб.7) Глиэр Р.Танец на площади из балета «Медный всадник» для 2-х скрипок и ф-но (сб.34) Гомоляка В. Румынская рапсодия для 4-х скрипок (сб.3) Градески Э. Регтайм «Мороженое» (сб.17) Гречанинов А. «Грустная песенка», «На гармонике». Обр. Т.Ямпольского для 2-х скрипок (сб.4) Григ Э. «В пещере горного короля» (сб.№33), «Танец Анитры» (сб.33) Григ Э. Ноктюрн. Соч.44 №4. Переложение Вл.Крюкова (сб.3) Григ Э. Норвежский танец (сб.36) Григ Э. Танец Анитры из сюиты «Пер Гюнт» (сб.9) Давид Ф. Этюд. Соч.45. Переложение А.Готсдинера (сб.7) Данкля Ш. Аллегретто из Дуэта соч. 23 №2, Рондо из Дуэта соч.23 №2 для 2-х скрипок (сб.4) Дварионас Б. Прелюдия для 2-х скрипок (сб.4) Дворжак А. «Помню» (сб.6) Дворжак А. Цыганская песня. Транскрипция Ф. Крейслера (сб.24) Дворжак А. Юмореска (сб.33) Дворжак А. Юмореска (сб.15) Дворжак А. Юмореска (сб.17) Дебюсси К. Медленный вальс. Переложение Вл.Крюкова (сб.3) Дебюсси К. Менестрели (сб.33) Дезорме Л. «Возвращение с парада» (сб.№36), Марш-полька (сб.36) Делиб Л. «Индусский танец» из оперы «Лакме» для 2-х скрипок (сб.34) Дербенко Е. Романтическая прелюдия (сб.38) Джеминиани.Ф. Менуэт из Дуэта Соль мажор, Аллегретто из Дуэта Си-бемоль мажор для 2-х скрипок (сб.4) Джилкинсон Т. «Город детства» (сб.36) Джоплин С. Два регтайма для 2-х скрипок, альта и фортепиано (сб.35) Джоплин С. Регтайм (сб.28) Джоплин С. Регтайм. Переложение И.Елизарова (сб.17) Дога Е. Вальс из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь» (сб.23) Доминчен К. Адажио из балета «Снегурочка» для 2-х скрипок и ф-но (сб.34) Донт Я. Этюд си минор. Соч.38 №26 (сб.7) Дубовский И. Подготовительная школа камерного ансамбля Ищенко Ю. «Весёлое интермеццо» (сб.8) Кабалевский Д. Марш. Обр. Т.Ямпольского для 2-х скрипок (сб.4) Кабалевский Д. «Наш край». Для 3-х скрипок (сб.1) Кабалевский Д. Детские пьесы. Обработка для 2-х скрипок К.Мостраса Комаровский А. Дуэты для 2-х скрипок Комаровский А. Пьесы для скрипки, виолончели и ф-но КабалевскийД. Клоуны для 2-х скрипок (сб.34) Кабалевский Д. «Песня у костра» (сб.9) Кабалевский Д. Полька. Обработка С.Барабаша (сб.18) Капп Э. Эстонский танец. Обработка А.Вульфсона (сб.18) Караев К. Вальс из балета «Семь красавиц» (сб.27) Караев К. Задумчивость. Обработка С.Барабаша (сб.18) Карш Н. «Колыбельная мышонку» (сб.21) Карш Н. «Колыбельная мышонку» (сложный вариант) (сб.24) Карш Н. Кубики (сб.20) Карш Н. Кубики (сложный вариант) (сб.24) Качурбина Л. «Мишка с куклой» (сб.21) Кемпферт Б. «Путники в ночи» (сб.11) Кемпферт Б. «Путники в ночи» (сб.36) Кепитис Я. Вальс кукол (сб.20) Комаровский А. Два дуэта для 2-х скрипок (сб.4) Корелли А. Избранные Сонаты для 2-х скрипок и ф-но Корелли А. Сарабанда. Переложение А.Готсдинера (сб.8) Крамер Д.- Грибовский В. «Ёлочка» («Фантазия на хорошо знакомую тему») (сб.30) Крамер Д. Танцующий скрипач (сб.30) Кривоносов А. 4 чувашские народные песни для 2-х скрипок Куперен Ф. Пастораль для скрипки, виолончели и ф-но (сб.31) Куперен Ф. Труба для скрипки, виолончели и ф-но (сб.31) Лангле О. Аллегро модерато (сб.7) Латышский народный танец «Мугурдансис» для 2-х скрипок и ф-но (сб.34) Леви Н. Тарантелла (сб.22) Леклер Ж.-М. Тамбурин дляскрипки,виолончели и ф-но (сб.31) Лист Ф. Ноктюрн №3 («Грезы любви»), переложение А.Черненко (сб.№38) Литинский Г. Вальс (сб.7) Лядов А. Колыбельная, Шуточная для 2-х скрипок (сб.4) Лядов А. Канон. Соч.34 №1. Переложение К.Мостраса (сб.7) Ляпунов С. Пьеса для 2-х скрипок (сб.4) М. де Фалья. Испанский танец. Обработка Б.Степанова (сб.2) Мазас Ж. Менуэт из Дуэта №2, Рондо из Дуэта №5, Романс из Дуэта №3, Андантино из Дуэта №4, Марш из Дуэта №5 для 2-х скрипок (сб.4) Мазас Ф. Дуэты для скрипок Маневич А. «Дождь за окном». Для 3-х скрипок и виолончели (сб.5) Маневич А. 13 маленьких пьес для 2-х скрипок (сб.5) Маневич А. Аллегретто и фуга. Для 2-х скрипок и виолончели (сб.5) Маневич А. Колыбельная. Для 5 скрипок и виолончели (сб.5) Маневич А. Речитатив и вальс. Для 4-х виолончелей (сб.5) Маневич А. Сонатина для 4-х скрипок (сб.5) Медведовский Е. Гамма-джаз (сб.21) Медведовский Е. Гамма-джаз (сб.23) Металлиди Ж. «Весёлое шествие» (сб.25) Металлиди Ж. «Колечко», «Деревенские музыканты» (сб.20) Металлиди Ж. «Моя лошадка» (сб.20) Металлиди Ж. «Моя Родина» (сб.23) Металлиди Ж. Три пьесы из сюиты «Золотой ключик»(сб.14) Моцарт В. Двенадцать дуэтов для 2-х скрипок (сб.4) Моцарт В. Менуэт (сб.39) Моцарт В. Менуэт из Трио №7 (сб.9) Моцарт В.Пантомима (сб.40) Моцарт В. Менуэт, Анданте грациозо, Романс (сб.32) Музыкальный алфавит. Аранжировка Карш Н. (сб.21) Мусоргский М. Гопак из оперы «Сорочинская ярмарка» для 4-х скрипок. (сб.№34) Мэндел Дж. «Тень твоей улыбки» из кинофильма «Пляжная птичка», переложение В.Русина (сб.38) Мясковский Н. «Охотничья перекличка». Соч.43 №2 Мясковский Н. «В старинном стиле». Соч.43 №2. Перел. К.Мостраса (сб.7) Огинский М. Полонез. Переложение А.Готсдинера (сб.7) Онеггер А. Пьеса (сб.41) Онеггер А. Дуэт (сб.39) Паганини Н. Кантабиле. Обработка Л. и Л.Захаровых (сб.2) Паганини Н. Менуэт для скрипки, виолончели и ф-но (сб.31) Петров А. «Песня материнской любви» из кинофильма «Синяя птица» (сб.15), «Весёлый марш» из кинофильма «Мишель и Мишутка» (сб.15) Питерсон О. «Баллада Востоку» для 2-х скрипок, альта и фортепиано (сб.№35) Плейель И. Андантино из Дуэта №3 для 2-х скрипок (сб.№4) Портнов Г. Прелюдия (сб.№30) Прокофьев С. «Вставайте, люди русские» из кантаты «Александр Невский» - для 3-х скрипок, 2-х фортепиано и ударных (сб.№10). Прокофьев С. «Поезд» из сюиты «Зимний вечер» для 3-х скрипок, 2-х фортепиано и ударных инструментов (сб.№10) Прокофьев С. «Джульетта – девочка» из балета «Ромео и Джульетта» (сб.№2). Обработка Б.Степанова Прокофьев С. Гавот из «Классической симфонии». Обр. Б.Степанова (сб.№2) Прокофьев С. «Пушкинский вальс №2» до-диез минор. Ор. 120 (сб.№15) Прокофьев С. Марш из оперы «Любовь к трём апельсинам» (сб.№15) Прокофьев С. Марш из оперы «Любовь к трём апельсинам» для 2-х скрипок и ф-но (сб.№19) Прокофьев С. «Шествие» из симфонической сказки «Петя и волк» для 2-х скрипок, виолончели и ф-но (сб.№19) Прокофьев С. Мелодия, «Сладкая песенка», «Поросята» для 2-х скрипок и ф-но (сб.№19) Прокофьев С. «Вальс», «Адажио» из оперы «Война и мир» для ф-но, 2-х скрипок, альта, виолончели и контрабаса (сб.№19) Прокофьев С. «Гавот» из балета «Золушка»для ф-но, 2-х скрипок, альта, виолончели, контрабаса (сб.№19) Прокофьев С. Для ф-но, 2-х скрипок, виолончели, контрабаса (сб.№19): «Аморозо» из музыки к спектаклю «Борис Годунов»; «Кантабиле», «Лебедь» из музыки к кинофильму «Иван Грозный» Прокофьев С. Марш (сб.№40) Прокофьев С. Марш из сюиты «Летний день» для 2-х скрипок и ф-но (сб.№34) Прокофьев С. Шествие (сб.№41) Прокофьев С. Шествие. Из сюиты «Петя и волк» (сб.№27) Равель М. Павана (сб.№3) Раков Н. Марш (сб.№41) Рамо Ж.-Ф. Ригодон (сб.№21) Рамо Ж.-Ф. Рондо (сб.№39) Рамо Ж.-Ф. Тамбурин для скрипки, виолончели и ф-но (сб.№31) Рахманинов С. Вокализ. Ор. 34 №14 (сб.№15) Рахманинов С. Итальянская полька. Свободная обработка В.Грибовского (сб.№30) Рахманинов С. Элегия. Переложение Ю.Генделева (сб.№18) Ребиков В. «Крестьянин», чешская народная песня для 2-х скрипок (сб.№4) Ребиков В. Вальс из оперы-сказки «Ёлка». Переложение Г.Погожевой (сб.№8) Ревуцкий Л. Этюд для 2-х скрипок (сб.№34) Римский-Корсаков Н. Восточный романс (сб.№9) Римский-Корсаков Н. «Гимн солнцу» из оперы «Золотой петушок» (сб.№15) Ромберг Э. «Тихо, как при восходе солнца» (сб.№17) Рубинштейн А. Прялка (сб.№22) Рэм Б., Рэнд Э. Только ты (сб.№36) Саммартини Дж. Ариозо для скрипки, виолончели и ф-но (сб.№31) Сапожнин В. Весёлые скрипки. Обработка Л. и Л.Захаровых (сб.№2) Сапожнин В. Весёлые скрипки для 2-х скрипок и фортепиано (сб.№18) Свиридов Г. «Романс» из музыкальных иллюстраций к повести А.С.Пушкина «Метель» (сб.№11) Свиридов Г. Вальс из музыки к кинофильму «Метель (сб.№14) Сен-Санс К.«Лебедь» из сюиты «Карнавал животных» (сб.№38) Сен-Санс К. Лебедь (сб.№22) Сен-Санс К. Печаль (сб.№6) Скорик М. Эстрадная пьеса из «Детского альбома». Для ансамбля скрипачей и ф-но. Обработка А.Мыкитки (сб.№1) Скрябин А. Этюд (сб.№9) Скулте А. Ариэтта. Для ансамбля скрипачей и ф-но. Обр. А.Мыкитки (сб.№1) Соловьёв-Седой В. «Вечер на рейде», переложение Н.Ципкуса (сб.№38) Степанов Б. Элегия (сб.№2), Менуэт (сб.№2), Футбол. Музыкальная картина (сб.№2) Стурестеп В. Латышская полька. Обработка Р.Талан для 4-х скрипок и ф-но (сб.№18) Сушева Н. Здравица. Для 2-х скрипок, виолончели и ф-но (сб.№1) Телеман Г. Менуэт для 2-х скрипок (сб.№4) Телеман Г. Два концерта для 4-х скрипок Телеман Г. Шесть сонат-канонов для 2-х скрипок Тёмкин Дж. «Зелёные листья июньских лесов» (сб.№36) Торелли Дж. Концерт, 3-я часть (сб.№16) Фалик Ю. Два фрагмента из оперы-буффа «Плутни Скапена» для 2-х скрипок и фортепиано. «Дуэт», «Интрада» (сб.№35) Фибих З. Поэма. Обработка Г.Заборова (сб.№18) Филидор Ф. Рондо для скрипки, виолончели и ф-но (сб.№31) Филиппенко А. Цыплятки (сб.№20) Фильд Дж. Ноктюрн (сб.№33) Фиорилло Ф. Каприччио (сб.№27) Форе Г. На берегу. Ор.8 №1 (сб.№6) Форе Г. Сицилиана (сб.№33) Фостер С. «Прекрасный мечтатель» (сб.№25) Франкёр Ф. Гавот для скрипки, виолончели и ф-но (сб.№31) Фрейлекс. Еврейская народная мелодия (сб.№16) Фролов И. Дивертисмент (лёгкий вариант) (сб.№24) Фролов И. Дивертисмент (сложный вариант) (сб.№28) Хаджиев П. Маленький прелюд для 4-х скрипок (сб.№34) Хандошкин И. Шесть российских песен с вариациями для 2-х скрипок.Ред. И.Ямпольского. Хачатурян А. Отрывок из балета «Гаянэ» (сб.№27) Хачатурян А. Серенада из спектакля «Валенсианская вдова» для 3-х скрипок и ф-но(сб.№10) Хачатурян А. «Танец девушек» из балета «Гаянэ» для 2-х скрипок и ф-но (сб.№34) Хачатурян К. Два фрагмента из балета «Чиполлино» (сб.№11) Холминов А. Две пьесы. Для 2-х скрипок и ф-но (сб.№1) Хотунцов Н. Элегия (сб.№17), Каникулы (сб.№17) Чайковский П. Марш деревянных солдатиков. Обр. Т.Ямпольского для 2-х скрипок (сб.№4) Чайковский П. Сборник пьес для 2-х скрипок и виолончели. Обработка Е.Могилевского. Чайковский П. Вальс из «Серенады для струнного оркестра» (сб.№9) Чайковский П. Вальс из балета «Спящая красавица» (сб.№36) Чайковский П. Неаполитанский танец (сб.№22) Чайковский П. «Танец маленьких лебедей» для 2-х скрипок Чайковский П. Юмореска. Ор. 10 №2. Обработка Б.Степанова (сб.№2) Чайковский П. Песня без слов. Ор.2 №3. Обработка Б.Степанова (сб.№2) Чешская народная песня. «Пастух» (сб.№39) Шапорин Ю. Вальс из оперы «Декабристы». Обработка С.Барабаша (сб.№18) Шопен Ф. Этюд. Соч.25 №7. Переложение Б.Кузнецова (сб.№3) Шостакович Д. Вальс-шутка (сб.№14) Шостакович Д. Гавот (сб.№40) Шостакович Д. Испанский танец для 2-х скрипок и ф-но (сб.№34) Шостакович Д. Испанский танец. Переложение А.Атовмяна (сб.№8) Шостакович Д. Контрданс из музыки к кинофильму «Овод» (сб.№9) Шостакович Д. Лирический вальс (сб.№№12,13) Шостакович Д. Гавот (сб.№№12,13) Шостакович Д. Полька. Для2-х скрипок и ф-но (сб.№1) Шостакович Д. Полька. Переложение А.Атовмяна (сб.№8) Шостакович Д. Прелюдия. Соч.87 №3 для 3-х скрипок и фортепиано (сб.№10). Шостакович Д. Пьесы. Перел. для 2-х скрипок и ф-но А.Атовмяна: Прелюдия, Гавот, Полька, Вальс, Элегия, Испанский танец (сб.№37) Шостакович Д. «Хороший день» (сб.№39) Шпор Л. Дуэты для 2-х скрипок Штраус Й. Анна-полька (сб.№36) Штраус Й. Полька-пиццикато (сб.№16) Шуберт Ф. К музыке. Обработка С.Барабаша для 3-х скрипок и ф-но (сб.№18) ШубертФ. Ave Maria (сб.№26) ШубертФ. Ave Maria (сб.№33) Шуберт Ф. Адажио (сб.№17) ШубертФ. Музыкальный момент. Переложение для 2-х скрипок Шуберт Ф. Сонатины для 2-х скрипок и ф-но Шуберт Ф. Вальс. Соч.9 №1 для 3-х скрипок (сб.№№ 12,13) Шуберт Ф. Вальс. Соч. 50 №12 для 2-х скрипок (сб.№№12,13) Шуберт Ф. Музыкальный момент. Соч.94 №3 (сб.№№12,13) Шуберт Ф. Музыкальный момент. Соч.94 №3. Перел. Погожевой Г.(сб.№8) Шуберт Ф. Серенада (сб.№11) Шуберт Ф. Экспромт. Ор. 39, №15 (сб.№15) Шуман Р. Грёзы (сб.№33) Экимян А. Шире круг (сб.№36) Якушенко И. Квинты, кварты и октавы. Для унисона скрипачей и ф-но (сб.№1) Ямпольский Т. Четыре дуэта для 2-х скрипок (сб.№4) Яньшинов А. Прялка (сб.№№ 26,30) Ярадиер С. Голубка (сб.№28) Рекомендуемые репертуарные сборники 1. Библиотека юного скрипача. Средние и старшие кл. Ансамбли юных скрипачей. Вып.9. Сост. Владимирова Т., М., 1990 2. Дуэты для 2-х скрипок. Сост. Захаров Л. Л., «Музыка», 1986 3. Камерные ансамбли для скрипки, виолончели и ф-но для старших кл. СПб,«Союз художников» 4. Лёгкие скрипичные дуэты (для 2-х скр.), сост. Т.Ямпольский. М., «Музыка», 1985 5. Маневич А. Ансамбли для струнных инструментов (скрипка, виолончель). Педагогический репертуар для ДМШ и училищ. Л., «Музгиз», 1962 6. Музыка для инструментального трио (ф-но, скрипка, виолончель) для учащихся старших классов. Переложение Литвиновой. Т., СПб, «Союз художников» 7. Педагогический репертуар. Ансамбли для 2-х скрипок для средних и старших кл. Вып.2. Редактор Готсдинер А.Л., «Музыка», 1964 8. Педагогический репертуар. Ансамбли для скрипки и ф-но. Вып.4.Киев, «Музычна Украина», 1971 9. Педагогический репертуар. Пьесы для скрипки, виолончели и ф-но для учащихся 5-7 кл. Сост. Иванов С.Л., «Музыка», 1974 10. Педагогический репертуар. Ансамбли юных скрипачей. Вып.4. Сост. Фролович Д., обр. Солина Л.М., «Советский композитор», 1979 11. Популярные классические и современные пьесы для ансамбля скрипачей и ф-но. М., 2011 12. Популярные пьесы для ансамбля скрипачей. Вып.1.СПб, «Композитор» 13. Популярные пьесы для ансамбля скрипачей (3-7кл.). Вып.1., скрипачей (3-7кл.). Вып.2, сост.Ратнер И.СПб, «Композитор», 2012 14. Популярные пьесы для ансамбля сост.Ратнер И.СПб, «Композитор», 1998 15. Популярные пьесы для ансамбля скрипачей (старшие классы). Вып.3.СПб, «Композитор», 2010 16. Популярная музыка. Транскрипции для ансамбля скрипачей и ф-но. Вып.3. Сост. Святловская И., Шишова Л., Виноградская О.СПб, «Композитор», 2007 17. Популярная музыка. Транскрипции. Сост. СвятловскаяИ., Шишова Л., Виноградская О.СПб, «Композитор», 1998 18. Произведения для ансамбля скрипачей в сопровождении ф-но. Л., «Музыка», 1988 19. Прокофьев С. Педагогический репертуар. Ансамбли юных скрипачей для средних и старших классов. Сост. Рейтих Р.М.,«Советский композитор», 1990 20. Пудовочкин Э. «Светлячок».1-я ступень. Пьесы для ансамбля скрипачей и ф-но. СПб, 2005 21. Пудовочкин Э. «Светлячок». 2-я ступень 22. Пудовочкин Э. «Светлячок».3-я ступень 23. Пудовочкин Э. «Светлячок». 4-я ступень 24. Пудовочкин Э. «Светлячок». 5-я ступень 25. Пудовочкин Э. «Светлячок». 6-я ступень 26. Пудовочкин Э. «Светлячок». 7-я ступень 27. Пудовочкин Э. «Светлячок». 8-я ступень 28. Пудовочкин Э. «Светлячок». 9-я ступень 29. Пудовочкин Э. «Светлячок». 10-я ступень 30. Репертуар ансамбля скрипачей. Вып.2. Аранжировки Грибовского В. Калининград, 2009 31. Сборник пьес. Вып.1. Трио для скрипки, виолончели и ф-но. Сост. Уткин. М.-СПб, «Композитор», 2004 32. Сборник пьес. Вып.2. Сост. Уткин М.-СПб, «Композитор», 2004 33. Сборник пьес. Вып.3. Сост. Уткин М.-СПб, «Композитор», 2004 34. Скрипичные ансамбли. Вып.2. Сост. ЛобуренкоЕ. Киев, «Музычна Украина», 1981 35. Транскрипции для струнного ансамбля и ф-но. Сост. ФаликЮ.СПб, «Композитор», 2003 36. Шире круг. Популярные произведения. Сост. Нежинская Н. СПб, «Композитор», 2002 37. Шостакович Д. Пьесы. Переложение для 2-х скрипок и ф-но Атовмяна А. Библиотека юного скрипача. Вып.3.М., «Советский композитор», 1961 38. Щукина О. «Ансамбль скрипачей с азов». Вып.2.СПб, «Композитор», 2007 39. Юный скрипач. Вып.1. Пособие для начального обучения. Сост. Фортунатов К. М., 1968 40. Юный скрипач. Вып.2. Пьесы, этюды, ансамбли. Средние кл. Сост. Фортунатов К. М., 1967 41. Юный скрипач. Вып.3. Пьесы, этюды, ансамбли. Старшие кл. Сост. Фортунатов К. М., 1966 Список рекомендуемой методической литературы 1. Беленький Б., Эльбойм Э. Педагогические принципы Л.М.Цейтлина. М., Музыка»,1990 2. Берлянчик М. Основы учения юного скрипача. М.,1993 3. Гинзбург Л., Григорьев В. История скрипичного искусства. Вып.1. М., «Музыка», 1990 4. Гущина Л. отделении. Подготовка /Методические оркестрового музыканта записки по вопросам на струнном музыкального образования. Вып.3. М., «Музыка», 1991 5. Кучакевич К. ансамбля. Формирование /Методические записки музыканта по в классе вопросам камерного музыкального образования. Вып.3. М., «Музыка», 1991 6. Либерман М., Берлянчик М. Культура формирования и развития. М., «Музыка»,1985 звука скрипача. Пути 7. Мордкович Л. Детский музыкальный коллектив: Некоторые аспекты работы. /Вопросы музыкальной педагогики. Вып.7. М., 1986 8. Погожева Т. Вопросы методики обучения игре на скрипке. М., «Музыка», 1966 9. Свирская Т. Опыт работы в классе скрипичного ансамбля. /Вопросы музыкальной педагогики. Вып.2. М., 1980 10. Суслова Н., Боярская Н. О путях профессионализации в детской музыкальной школе. /Методические записки по вопросам музыкального образования. Вып.3. М., «Музыка», 1991 11. Турчанинова Г. Организация работы скрипичного ансамбля./ Вопросы музыкальной педагогики. Вып. 2, М.,1980 12. Шиндер Л. Штрихи струнной группы симфонического оркестра. СПб, «Композитор», 2000 13. Янкелевич Ю. Педагогическое наследие. М., «Музыка», 2009