02.06.2023
МБУДО «Рощинская детская школа искусств»
Лубянцева Мария Михайловна
Преподаватель по классу специального фортепиано
Методическая заметка
«Концентрация внимания как способ преодолеть «сценическое волнение» при исполнении произведения в концертных условиях».
Выборгский район
г.п. Рощино
2023г.
Каждый музыкант-исполнитель знаком не понаслышке с таким феноменом как «сценическое волнение». Многолетние, ежедневно-многочасовые занятия дают возможность музыканту мастерски овладеть инструментом и блестяще исполнять сложные, виртуозные произведения. Но, есть ещё одна важная составляющая становления именно музыканта-исполнителя, артиста - навык публичных выступлении. Если над этой составляющей не работать с самого начала обучения на музыкальном инструменте, выход на сцену и исполнение музыкального сочинения публично будет крайне сложным, а то и вовсе невозможным.
Каждый человек перед выходом на сцену испытывает волнение и как с этим волнением работать так, чтобы оно не мешало творческому акту? Умение играть «на публику» свободно, с удовольствием - это навык, который обретается только путём практики. Необходимо как можно чаще создавать концертные условия. Уметь сыграть с удовольствием в концертном антураже отрывок из музыкального произведения, фразу, одну ноту – только тогда у музыканта наработается навык по максимуму представить замысел композитора, прожить его чувства, эмоции, передать мысли. И действенным способом в качественной наработке навыка публичных выступлений помимо частых публичных выступлений является умение концентрировать внимание на поставленных исполнительско-музыкальных задачах перед выходом на сцену.
В работу включаются следующие составляющие: внутреннее сосредоточение на осознавании себя в моменте «здесь и сейчас» и что очень важно - на собственном дыхании; концентрация внимания на телесных ощущениях - свободе движений; на стилистических и художественных задачах произведения - о чем музыка, какие образы передаёт, в каком настроении и характере.
Когда внимание артиста сконцентрировано на собственных телесных ощущениях, дыхании и желании наиболее полно и глубоко прожить все настроения и художественные замыслы исполняемого произведения, тогда наиболее продуктивно происходит воспитание выдержки, выносливости, умения мобилизовать себя на сцене, при этом сохраняя свободу, аккуратность и выразительность исполнения. Появляется возможность испытать чувство радости от погружения в музыку, от общения со слушателями через музыкальные образы и через энергетику звучания обменяться эмоциями.
Заключение: «сценическое волнение» испытывают подавляющее количество артистов и это хорошо, так как оно дарует яркость в восприятии происходящего - исполняемая музыка становится более «живой». Но для того, чтобы «сценическое волнение» не мешало качественному исполнению музыкального произведения, его необходимо окультуривать частой, регулярной практикой публичных выступлений с применением вспомогательных методов.
Одним из таких действенных методов является умение управлять своим вниманием, концентрироваться не на том, что сейчас надо выйти и что-то сыграть публично, а на поставленных перед собой задачах: дышать, ощущать, чувствовать характер музыки, видеть и понимать образы, «закодированные» в звучании исполняемого произведения и желании делиться со слушателями красотой.