28.01.2020
Блокада
Ленинграда проводилась в Великую Отечественную войну германскими войсками с
целью овладеть городом и уничтожить его. В ходе Ленинградской битвы германские
войска прорвались через ст. Мга, заняли 8 сентября 1941 Шлиссельбург и отрезали
Ленинград от всей страны с суши. Началась блокада города, длившаяся 871 день,
сообщение с Ленинградом поддерживалось только по Ладожскому озеру и по воздуху.
В 1941–42 сов. войска неоднократно предпринимали попытки прорвать кольцо
блокады, но смогли это сделать только в январе 1943. В феврале в Ленинград
пошли поезда с продовольствием, боеприпасами, сырьём. В ходе
Ленинградско-Новгородской операции 1944 блокада была снята полностью,
прекратились артобстрелы. Планы германского командования уничтожить Ленинград,
вынудить оборонявшиеся советские войска к капитуляции потерпели провал. Героизм
и стойкость ленинградцев в условиях блокады стали символом непобедимости и
мужества советского народа.
Трудный и трагичный
период в жизни Ленинграда в годы Великой Отечественной войны
В блокированном
городе (с пригородами), осталось 2 млн. 887 тыс. мирных жителей, в том числе
около 400 тыс. детей. Запасы продовольствия и топлива были крайне ограничены
(на 1—2 месяца). С 4 сентября противник, стремясь осуществить планы уничтожения
Ленинграда, начал артобстрелы Ленинграда, с 8 сентября — массовые налёты
авиации.
Тяжёлый героический труд ленинградцев и чёткая организация работы
промышленности позволили наладить в городе выпуск оборонной продукции. Во
втором полугодии 1941 заводы Ленинграда изготовили 318 самолётов, 713 танков,
480 бронемашин, 6 бронепоездов и 52 бронеплощадки, свыше 3 тыс. артиллерийских
орудий, около 10 тыс. миномётов, свыше 3 млн. снарядов и мин, было достроено 84
корабля разных классов и переоборудовано 186.
По «Дороге жизни»
через Ладожское озеро осуществлялась эвакуация населения и промышленного
оборудования, доставка в Ленинград продовольствия, топлива, боеприпасов,
вооружения и людских пополнений для войск.
В декабре 1941 Ленинград получил электроэнергии почти в 7 раз меньше, чем в
июле. Перестало работать большинство заводов, прекратились движение
троллейбусов и трамваев, подача электроэнергии в жилые дома. В январе 1942
из-за сильных морозов вышли из строя центральное отопление, водопроводная и
канализационная сети. Жители ходили за водой на Неву, Фонтанку, на другие речки
и каналы. В жилых домах были установлены временные печки. Был организован
разбор деревянных зданий на топливо.
Ленинградцы самоотверженно преодолевали последствия блокадной зимы. В конце
марта — начале апреля 1942 они выполнили огромную работу по санитарной очистке
города. Весной 1942 началась навигация на Ладожском озере. Водные перевозки
стали основным средством преодоления последствий блокадной зимы и возрождения
городского хозяйства.
В январе 1943 блокада Ленинграда была прорвана советскими войсками, вдоль
южного берега Ладожского озера была сооружена ж. д. через Шлиссельбург —
«Дорога победы». Восстановление ж.-д. связи со страной, улучшение снабжения
Ленинграда топливом и электроэнергией, а населения продовольствием позволили
шире развернуть работу городской промышленности.
За время блокады
враг причинил Ленинграду огромный ущерб. В частности, из строя было выведено
840 зданий промышленных предприятий, 500 школ, 170 лечебных учреждений. В
результате разрушений и эвакуации предприятий в Ленинграде осталось лишь 25%
оборудования, которым промышленность Ленинграда располагала до войны. Огромный
ущерб был нанесён ценнейшим памятникам истории и культуры — Эрмитажу, Русскому
музею, Инженерному замку, дворцовым ансамблям пригородов.
За время
блокады в Ленинграде, только по официальным учтённым данным, умерло от голода
641 тыс. жителей (по подсчётам историков — не менее 800 тыс.), погибло от
бомбёжек и обстрелов около 17 тыс. человек и около 34 тыс. было ранено.
Ccылка на видео
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 28.01.2020
Дата обновления: 28.04.2022
Дата публикации: 28.01.2020