История изобразительного искусства, беседы об искусстве

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «РОЩИНСКАЯ ДЕТСКАЯ
ШКОЛА ИСКУССТВ»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
«ЖИВОПИСЬ»

Предметная область
ПО.02. ИСТОРИЯ ИСКУССТВ

Программа по учебному предмету

ПО.02.УП.01 БЕСЕДЫ ОБ ИСКУССТВЕ
ПО.02.УП.02 ИСТОРИЯ
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

г.п. Рощино
2022 г.

1

2

Структура программы учебного предмета

I. Пояснительная записка
 Характеристика

учебного

предмета,

его

место

и

роль

в

образовательном процессе.
 Срок реализации учебного предмета.
 Объем

учебного

времени,

предусмотренный

учебным

планом

образовательного учреждения на реализацию учебного предмета.
 Сведения о затратах учебного времени и графике промежуточной
аттестации.
 Форма проведения и продолжительность учебных аудиторных
занятий.
 Цели и задачи учебного предмета.
 Обоснование структуры программы учебного предмета.
 Методы обучения.
 Описание материально-технических условий реализации учебного
предмета.
Содержание учебного предмета

II.

 Учебно-тематический план.
 Годовые требования. Содержание разделов и тем.
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
IV. Формы и методы контроля, система оценок
 Аттестация: цели, виды, форма, содержание.
 Критерии оценки.
Методическое обеспечение учебного процесса

V.

VI. Список литературы и средств обучения


Список учебной и методической литературы.

3

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном
процессе
Программа учебного предмета «Беседы об искусстве», и «История
изобразительного искусства» разработана на основе и с учетом
федеральных

государственных

требований

к

дополнительной

предпрофессиональной общеобразовательной программе в области
изобразительного искусства «Живопись».
Учебный

предмет

«Беседы

об

искусстве»,

и

«История

изобразительного искусства» направлены на овладение духовными и
культурными ценностями народов мира; воспитание и развитие у
обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать
духовные и культурные ценности разных народов; формирование у
обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и
потребности общения с духовными ценностями.
Содержание учебного предмета

«Беседы об искусстве»,

и

«История изобразительного искусства» тесно связано с содержанием
учебных предметов «Композиция станковая», «Рисунок» и «Живопись»,
«Скульптура». В результате изучения предмета учащиеся должны
осмыслить, что произведение искусства - целый мир. У него есть свое
пространство и время, свой «пульс» (энергия) - ритм - та сила
сплочения, которая обеспечивает живое единство, единство смысла.
Изображать - значит устанавливать отношения, связывать и обобщать.
Композиция есть форма существования произведения искусства как
такового - как органического целого, как выразительно-смыслового
единства.
Предмет «Беседы об искусстве», и «История изобразительного
искусства»

направлен

на

осмысление

отношения

композиции

художественного произведения и зрителя как акта общения, а
восприятия его - как деятельность зрителя; на формирование умения
использовать

полученные

теоретические
4

знания

в

художественно-творческой деятельности.
Срок реализации учебного предмета.
История искусств

1 класс
Беседы об искусстве

2 – 5 классы
История

изобразительного

искусства
При реализации программы «Живопись» со сроком обучения 5
лет,

предмет «Беседы об искусстве», реализуется со сроком 1 год – 1

класс, «История изобразительного искусства» реализуется 4 года, со 2 по
5 класс.
Объем учебного времени
Предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на
реализацию учебного предмета, общая трудоемкость учебного предмета
«Беседы об искусстве» (1 год обучения ) составляет 66 часов, из них: 49.5
часов - аудиторные занятия, 16.5 часов – самостоятельная работа.
«История изобразительного искусства» (4 года обучения), при 5-летнем
сроке

обучения составляет 396 часов. Из них: 198 часов – аудиторные

занятия, 198 часов – самостоятельная работа.
Срок освоения образовательной программы «Живопись» 5 лет

Беседы об искусстве

Вид учебной работы

Годы обучения
1-й год
5

Всего часов

Полугодия

1 полугодие

2 полугодие

22.5

27

49.5

7.5

9

16.5

30

36

66

Зачет

Зачет

Аудиторные занятия
Самостоятельная работа
Максимальная
учебная
нагрузка
Вид промежуточной
аттестации по полугодиям

История изобразительного искусства

Срок освоения образовательной программы «Живопись» 5 лет
Вид учебной работы

Годы обучения

Всего часов

1-й год 2-й год 3-й год 4-й год 5-й год
Полугодия

3

Аудиторные занятия

4

5

6

7

8

9

10

22.5 27 22.5 27 22.5 27 22.5 27

198

22.5 27 22.5 27 22.5 27 22.5 27

198

45 54 45 54 45 54 45 54

396

Самостоятельная
работа
Максимальная
учебная
нагрузка

зачет

зачет

зачет

зачет

зачет

полугодиям

зачет

зачет

аттестации по

зачет

Вид промежуточной

Форма проведения учебных аудиторных занятий
Занятия по предмету «Беседы об искусстве» и «История
изобразительного

искусства»

и
6

консультации

рекомендуется

осуществлять в форме групповых занятий (численностью от 4 до 10
человек).
Недельная нагрузка в часах:
Срок обучения 5 лет.
Аудиторные занятия:

с 1 по 5 классы – 1,5 часа;

Самостоятельная работа: 1 классы – 0.5 часа;
с 2 по 5 классы – 1.5 часа;
Цель и задачи учебного предмета
Цель: художественно-эстетическое развитие личности учащегося на
основе приобретенных им знаний, умений, навыков в области истории
изобразительного искусства, а также выявление одаренных детей в
области изобразительного искусства, подготовка их к поступлению в
профессиональные учебные заведения.

Задачами учебного предмета является формирование:
 знаний основных этапов развития изобразительного искусства;
 знаний основных понятий изобразительного искусства;
 знаний основных художественных школ в западно-европейском и русском
изобразительном искусстве;
 умений определять в произведении изобразительного искусства основные
черты художественного стиля, выявлять средства выразительности;
 умений в устной и письменной форме излагать свои мысли о творчестве
художников;
 навыков по восприятию произведения изобразительного искусства,
умений выражать к нему свое отношение, проводить ассоциативные связи
с

другими

видами

искусств;
7

навыков

анализа

произведения

изобразительного искусства
Обоснование структуры программы
Программа содержит следующие разделы: сведения о затратах
учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
распределение учебного материала по годам обучения; требования к уровню
подготовки обучающихся; формы и методы контроля, система оценок;
методическое обеспечение учебного процесса. В соответствии с данными
направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного
предмета».
Методы обучения
 объяснительно-иллюстративный;
 репродуктивный;
 исследовательский;
 эвристический;
 комбинированный.
Описание материально-технических условий реализации учебного
предмета
Каждый обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным
фондам

и

фондам

аудио

и

видеозаписей

школьной

библиотеки.

Обучающиеся могут использовать Интернет для сбора дополнительного
материала в ходе самостоятельной работы.
Библиотечный фонд укомплектовывается печатными и электронными
изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической
литературы по истории мировой культуры, художественными альбомами.
Основной учебной литературой по предмету обеспечивается каждый
учащийся.
Учебная аудитория, предназначенная для изучения учебного предмета
«Беседы об искусстве» и «История изобразительного искусства» должна
быть оснащена видеооборудованием, учебной мебелью (доской, столами,
8

стульями, стеллажами, шкафами) и оформлена наглядными пособиями.

II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Срок освоения образовательной программы «Живопись»
Беседы об искусстве 1 год обучения
№

Наименование
раздела, темы

1.1. Роль искусства
в обществе

Общий объем времени в часах
максисамостоямальная
тельная раучебная
бота
нагрузка
1 год обучения
I полугодие
Раздел.1 Изобразительное искусство
Беседа

2

аудиторные
занятия

0.5

1.5

Раздел 2. Виды искусства
2.1 Архитектура

Беседа

2

0.5

1.5

2.2. Скульптура

Беседа

2

0.5

1.5

2.3

Беседа

6

1.5

4.5

Беседа

2

0.5

1.5

Комбинирова
нный урок

4

1

3

Живопись

2.4 Графика
2.5 Декоративноприкладное
искусство

Раздел 3. Жанры искусства
Мифологиче3.1 ские и библейские
3.2 Портрет

Урок-исследо
вание

2

0.5

1.5

Беседа

2

0.5

1.5

9

3.3 Пейзаж

Беседа

2

0.5

1.5

3.4 Батальный жанр

Беседа

2

0.5

1.5

3.5 Бытовой жанр

Беседа

2

0.5

1.5

2

0.5

1.5

30

7.5

22.5

3.6 Зачет

1 год обучения
II полугодие
3.7
3.8
3.9

Исторический
жанр
Анималистический жанр
Натюрморт

Беседа

2

0.5

1.5

Беседа

2

0.5

1.5

Беседа

2

0.5

1.5

Раздел 4.Религиозная тематика в искусстве
Мировая религия
4.2 Древнее культовое зодчество
на Руси
4.3 Иконопись.
Иконография
4.4. Монументальная живопись в
православном
храме
4.1

Беседа

2

0.5

1.5

Беседа

2

0.5

1.5

Беседа

4

1

3

Беседа

2

0.5

1.5

Раздел 5. Искусство народов России
5.1

5.2

5.3

Русский
национальный
костюм

Комбинирова
нный урок

6

1.5

4.5

Национальная
архитектура
России

Урок
исследование.

2

0.5

1.5

Национальное
декоративно-пр
икладное
искусство

Комбинирова
нный урок

4

1

3

10

Раздел 6.Достопримечательности Санкт-Петербурга
6.1

6.2

6.3

6.4

Памятники
архитектуры
Урок
Санкт-Петербур исследования.
га
Пригороды
Санкт-Петербур
Беседа
га
Художники,
архитекторы
Беседа
СанктПетербурга
Зачет

2

0.5

1.5

2

0.5

1.5

2

0.5

1.5

2

0.5

1.5

36

9

27

Всего за учебный год – 33 недели
Аудиторных занятий – 49.5 часов
Срок освоения образовательной программы «Живопись»
История изобразительного искусства
2 год обучения
№

Наименование
раздела, темы

Общий объем времени в часах

максисамостоямальная тельная раучебная
бота
нагрузка
2 год обучения
III полугодие
Раздел.1 Искусство Древнего мира

аудиторные
занятия

1.1

Первобытное
искусство

Беседа

3

1.5

1.5

1.2

Древний Египет

Беседа

3

1.5

1.5

1.3

Древнее и Среднее
царство

Беседа

3

1.5

1.5

11

1.4

Новое царство

1.5

Шумерская
Беседа
культура
Декоративноприкладное
Комбинирова
искусство Древнего
нный урок
Египта

1.6

1.7.

Беседа

Эгейское искусство

Беседа

3

1.5

1.5

3

1.5

1.5

6

3

3

3

1.5

1.5

3

3

Раздел 2. Античность
Комбинирова
6
нный урок

2.1

Искусство Греции

2.2.

Ансамбль
Афинского
Акрополя

Комбинирова
нный урок

6

3

3

Греческая вазопись

Комбинирова
нный урок

6

3

3

3

1.5

1.5

45

22.5

22.5

6

3

3

2.3
2.4

Зачет

2 год обучения
IV полугодие
2.5

Древнегреческая
скульптура

Беседа

Раздел 3. Искусство Древнего Рима
3.1
3.2
3.3
3.4
3.5

Искусство
Древнего Рима
Архитектура
Древнего Рима
Колизей
Скульптура
Древнего Рима
Древнеримская
живопись

Беседа

3

1.5

1.5

Беседа

3

1.5

1.5

Урок
исследование

3

1.5

1.5

Беседа

3

1.5

1.5

Беседа

3

1.5

1.5

Раздел 4.Средневековое искусство
12

4.1
4.2

4.3

Искусство
Византии
Раннехристианская
архитектура. Храм
Святой Софии
Византийская
живопись

Беседа

3

1.5

1.5

Беседа

3

1.5

1.5

Беседа

6

3

3

Раздел 5. Средневековое искусство Западной и центральной Европы
5.1

Искусство варваров

Беседа

3

1.5

1.5

Романское
искусство

Беседа

3

1.5

1.5

Комбинирова
нный урок

9

4.5

4,5

Комбинирова
нный урок

6

3

3

3

1.5

1.5

54

27

27

6.1

Раздел 6. Ближний и средний Восток
Древний Китай
Беседа
3

1.5

1.5

6.2

Средний Китай

Беседа

3

1.5

1.5

6.3

Японское
искусство

Беседа

3

1.5

1.5

6.4

Индия

Беседа

3

1.5

1.5

6.5.

Искусство Кореи

Беседа

3

1.5

1.5

5.2

5.3
5.4

Готическое
искусство
Искусство
средневекового
орнамента
Зачет

3 год обучения
V полугодие

Раздел 7. Искусство Древней Руси X – начало XV в.в.
7.1.
7.2

Искусство
Киевской Руси
Искусство

Беседа

3

1.5

1.5

Беседа

3

1.5

1.5

13

Новгорода
7.3.

Храмы Владимира

Беседа

6

3

3

7.4

Древнерусская
иконопись

Беседа

3

1.5

1.5

Раздел 8. Искусство эпохи Возрождения
8.1

Проторенессанс

8.2

Раннее
Возрождение
Флоренция
последней трети
XV века

8.3

8.4.

Беседа

3

1.5

1.5

Беседа

6

3

3

Беседа

3

1.5

1.5

3

1.5

1.5

45

22.5

22,5

Беседа

3

1.5

1.5

Беседа

6

3

3

Комбинирова
нный урок

6

3

3

Беседа

6

3

3

Беседа

3

1.5

1.5

Беседа

6

3

3

Беседа

3

1.5

1.5

Комбинирова
нный урок

3

3

3

Зачет

3 год обучения
VI полугодие
8.5

8.6
8.7

Живопись
Средней и
Северной Италии
Высокое
Возрождение
Леонардо да
Винчи

8.8

Венеция

8.9

Позднее
Возрождение
Возрождение в
Нидерландах
Возрождение в
Германии
Орнаменты эпохи
Возрождения

8.10
8.11
8.12

Раздел 9. Искусство Руси второй половины XV - XVII в.в.
9.1

Ансамбль
Московского

Комбинирова
нный урок
14

6

3

3

Кремля
Своеобразие
русской
архитектуры.
Зодчество

Беседа

3

1.5

1.5

9.3

Русская живопись

Беседа

3

1.5

1.5

9.4

Зачет

3

1.5

1.5

54

27

27

Беседа

3

1.5

1.5

Беседа

3

1.5

1.5

Комбинирова
нный урок

6

3

3

Беседа

3

1.5

1.5

9.2

4 год обучения
VII полугодие
9.5
9.6
9.7

9.8

Иконописец
Андрей Рублев
Школа Симона
Ушакова
Храмовая
архитектура XVI –
XVII веков
Русская живопись
XVII века

Раздел 9. Искусство XVII века
10.1

Искусство Италии

Беседа

3

1.5

1.5

10.2

Фландрия

Беседа

6

3

3

10.3

Голландия

Беседа

6

3

3

10.4

Искусство
Испании
Искусство
Франции

Беседа

3

1.5

1.5

Беседа

3

1.5

1.5

10.5

Раздел 11. Искусство XVIII века
11.1

Искусство Италии

Беседа

3

1.5

1.5

11.2

Искусство Англии

Беседа

3

1.5

1.5

11.3

Зачет

3

1.5

1.5

15

11.4

4 год обучения
VIII полугодие
Комбинирова
нный урок

Искусство
Франции

45

22.5

22,5

9

4,5

4,5

Раздел 12. Искусство XIХ века
12.1

Англия

12.2

Испания и
Франция
Первая треть XIХ
века
Середина XIХ
века
Последняя треть
XIХ века
Германия и
Бельгия

12.3
12.4
12.5
12.6

Беседа

3

1.5

1.5

Беседа

3

1.5

1.5

Беседа

3

1.5

1.5

Беседа

3

1.5

1.5

Беседа

9

4,5

4,5

Беседа

3

1.5

1.5

Раздел 13. Искусство конца XIХ - ХХ веков
Западная Европа с
конца XIХ века до
1917 г.

Беседа

9

4,5

4,5

13.2

Модернизм

Беседа

9

4,5

4,5

13.3

Зачет

3

1.5

1.5

13.1

5 год обучения
IХ полугодие
13.4

Скульптура

Беседа

3

1.5

1.5

13.5

Графика

Беседа

3

1.5

1.5

Раздел 14. Русское искусство XIХ века
14.1

14.2

Искусство первой
половины XIХ
века

Беседа

3

1.5

1.5

Скульптура

Беседа

3

1.5

1.5

16

14.3

Живопись

14.4

Графика и
декоративно-прик
ладное искусство
Искусство второй
половины XIХ
века

14.5

Комбинирова
нный урок

3

1.5

4,5

Беседа

3

1.5

1.5

Беседа

3

1.5

1.5

14.6

Скульптура

Беседа

3

1.5

1.5

14.7

Живопись

Беседа

12

6

6

14.8

Зачет

3

1.5

1.5

45

22.5

22,5

15.1

5 год обучения
Х полугодие
Раздел 15. Искусство конца XIХ - начала ХХ веков
Архитектура и
Беседа
3
1.5
скульптура

1.5

15.2

Живопись

Беседа

3

1.5

4.5

15.3

Графика

Беседа

3

1.5

1.5

15.4

Декоративно-прик
ладное искусство

Комбинирова
нный урок

6

3

3

Раздел 16. Искусство революционной России
16.1

Архитектура и
скульптура

Беседа

3

1.5

1.5

16.2

Живопись

Беседа

9

4.5

4.5

16.3

Графика и
декоративно-прик
ладное искусство

Комбинирова
нный урок

3

1.5

1.5

Раздел 17. Искусство середины ХХ века
17.1

Архитектура и
скульптура

Беседа

3

1.5

1.5

17.2

Живопись

Беседа

6

3

3

17

17.3

17.4

Графика и
декоративно-прик
ладное искусство

Комбинирова
нный урок

6

3

3

3

1.5

1.5

54

27

27

Зачет

Годовые требования
«Беседы об искусстве»
1 год обучения
Раздел.1 Изобразительное искусство
1.1 Роль искусства в обществе
Что такое искусство. Понятие «общество». Архитекторы, живописцы,
графики, дизайнеры, и т.д.
Самостоятельная работа; зарисовки зданий, интерьера, одежды и т.д.
Раздел.2 Виды искусства
2.1 Архитектура.
Понятие–архитектура.

архитектура

России,

известные

художники-архитекторы.
Самостоятельная работа; зарисовки архитектуры Петербурга.
2.2 Скульптура
Понятие - скульптура, разновидность скульптур, медальерное искусство,
анималистика, известные скульпторы России.
Самостоятельная работа; лепка пластилином на заданную тему.
2.3 Живопись
Понятие - живопись. Цвет в живописи. Монументальная живопись, фреска,
витраж, мозаика. Художники-живописцы России.

Материалы живописи.

Станковая живопись. Как создается картина. Анализ картины. Художникистанковисты.
18

Самостоятельная работа; создать мозаику из цветной бумаги.
2.4 Графика
Понятие-графика. Выразительные средства. Рисунок, станковая графика,
печатная графика, гравюра. Родоначальники русской гравюры, плакат,
оформление книги.
Самостоятельная работа; выполнение эскиза в технике граттаж.
2.5 Декоративно - прикладное искусство
Понятие-искусство.

Орнамент.

Изучение

росписи

(дымковская,

филимоновская, городецкая). Ручное ткачество, батик, гобелен, платки и т.д.
Выполнение эскиза росписи и выполнение его в цвете.
Самостоятельная работа; выполнение эскиза росписи платка.
Раздел.3 Жанры искусства
3.1. Мифологические, библейские.
Понятие-миф. Происхождение мифов и богов. Зевс, Олимп, Аполлон, Геракл
и т.д. Библейские темы. И. Крамской «Христос в пустыне», А.А. Иванов
«Явление Христа народу», И.А. Иванов «Сретение Господне» и т. д. Анализ
картины.
Самостоятельная работа; изучение мифологических и библейских героев.
3.2. Портрет
Понятие - портрет. Передача характера. Великие портретисты. Портрет папы
Иннокентия Х. Веласкеса.
Самостоятельная работа; выполнение эскиза портрета друга.
3.3. Пейзаж
Понятие-пейзаж.

Пейзаж

индустриальный,

деревенский,

городской,

морской. Художники-пейзажисты.
Самостоятельная работа; эскизы пейзажа.
3.4. Батальный жанр
Понятие-батальный жанр. История военной жизни, подвиг народа, воля к
победе. Художники–баталисты. Диорама и панорама.
Самостоятельная работа: открытка.
19

3.5. Бытовой жанр
Понятие-бытовой

жанр.

Бытовые

предметы

в

эпоху Возрождения,

символика. Домашний быт в картинах великих художниках.
Самостоятельная работа: выполнение эскиза бытовых предметов.
3.6. Зачет
Проверка знаний учащихся. Кроссворды. Вопрос - ответ.
Самостоятельная работа . Выезд в музей.
3.7. Исторический жанр
Понятие жанра-исторический. Мифологические и древние сюжеты, интерес
к истории, народному быту.
Шедевры исторического жанра в картинах – В. Сурикова, И. Репина, Н. Ге.
Историко-революционный жанр. П. Корин, И. Глазунов.
Самостоятельная работа: изучение и анализ картин др. художников.
3.8 Анималистический жанр
Понятие-анимализм. Техника письма. Советские художники–анималисты,
скульпторы-анималисты.
Самостоятельная работа: выполнение эскиза животных.
3.9 Натюрморт
Понятие-натюрморт. Натюрморт Голландии и Испании. Натюрморты
художников-постимпрессионистов Гогена и Ван Гога. Русские художники И.
Машков, П. Кончаловский.
Самостоятельная работа: эскиз домашнего натюрморта.
Раздел.4 Религиозная тематика в искусстве
4.1. Мировая религия
Понятие религии. Христианство, буддизм, ислам.
Самостоятельная работа: чтение о религии.
4.2. Древнее культовое зодчество.
Первые русские храмы. Самые древние из сохранившихся русских храмов.
Строение храма в старину. Устройство крестово-купольного храма.
Шатровый стиль.
20

Самостоятельная работа; выполнение эскиза русских храмов.
4.3. Иконопись и иконография.
Понятие-икона. Понятие-иконопись. История появления иконописи. Русские
иконописцы.

Понятие-иконография.

Иконография

образа

Пресвятой

Богородицы. Иконографические типы образа Богоматери.
Самостоятельная работа: экскурсия в храм, церковь.
4.4. Монументальная живопись в православном храме.
Понятие - монументальное искусство. Истоки церковного искусства. Фреска.
Мозаика. Витраж.
Самостоятельная работа: реферат одну из тем, заданным преподавателем.
Раздел.5 Искусство народов России
5.1 Русский национальный костюм.
Изучение орнамента в национальном костюме. Создание эскиза и
выполнение его в цвете. Самостоятельная работа: эскиз детали костюма.
5.2 Национальная архитектура России.
Московский Кремль, храм Василия Блаженного, Кижи, и т.п.
Самостоятельная работа; выполнение зарисовок архитектурных памятников
5.3 Национальное декоративное искусство
Лаковая роспись. Вышивка. Роспись и резьба по дереву. Чеканка. Ковка.
Самостоятельная работа: самостоятельно ознакомиться с Гжельской
росписью .
Раздел. 6 Достопримечательности Санкт-Петербурга.
6.1. Памятники Петербурга.
Памятник Петру 1 – Медный всадник, памятник А.С.Пушкину, памятник
Екатерине II и тд..
Самостоятельная работа; выполнение эскиза памятника.
6.2. Пригороды Петербурга.
Петергоф, Царское Село, Павловск, Кронштадт, Гатчина.
21

6.3 Художники Петербурга.
Карл Брюллов, Илья Репин, Валентин Серов, Василий Суриков, Иван
Шишкин, и многие другие.
6.4. Зачет.
Ответ – вопрос. Составление кроссвордов.
Самостоятельная работа. Выезд в музей.
Годовые требования
«История изобразительных искусств»
2 год обучения
Раздел 1. Искусство древнего мира
1.1

Первобытное искусство.

Палеолит. Мезолит. Неолит. Эпоха бронзы.
Самостоятельная работа; выполнение эскиза наскальных рисунков
1.2

Древний Египет

Египет. Египетские пирамиды. Пирамида Хеопса. Египетская культура.
Додинастический период.
Самостоятельная работа; просмотр телепередач про Египет.
1.3. Древнее и среднее царство
древнее царство. Архитектура. Скульптура. Росписи. Среднее царство.
Архитектура. Скульптура. Росписи. Мелкая пластика и керамика.
Самостоятельная работа; работа с репродукциями.
1.4. Новое царство.
Этапы, характеризующие важные преобразования в культурной жизни
Египта. Архитектура. Изобразительное искусство. Амарта. Вторая половина
Нового царства. Позднее время.
Самостоятельная работа; изучение репродукций
1.5

Шумерская культура.

Архитектура Шумера и Аккада. Скульптура. Художественное ремесло
(рельефы в ассирийских дворцах).
Самостоятельная работа; выполнение эскиза архитектуры.
22

1.6

Декоративное прикладное искусство Древнего Египта.

Значение камня в египетском искусстве. Каменные сосуды. Алебастровые
сосуды. Архитектурный декор. Колонны каменной архитектуры. Резьба по
камню. Керамика. Стекло. Ювелирное дело.
Самостоятельная работа: выполнение эскиза колонны каменной
архитектуры.
1.7. Эгейское искусство.
Античное искусство. Троя. Находка на Крите. Фрески Кносского дворца.
Росписи на сосудах. Гибель критской культуры.
Самостоятельная работа: выполнение античной росписи.
Раздел 2. Античность.
2.1 Искусство Греции
Греция.

Греческие

храмы.

Выполнение

рисунка

греческого

храма.

Архитектурный ордер; дорический, ионический и коринфский. выполнение
эскиза капители.
Самостоятельная работа: просмотр фильма о Греции.
2.2 Ансамбль Афинского Акрополя.
Великие Панафинеи. Пропилеи и храм Ники. Эрехтейон. Парфенон. Рисунок
афинского Акрополя.
Самостоятельная работа; просмотр фильма Афинского Акрополя.
2.3 Греческая вазопись.
Глиняная посуда в греческих домах. Геометрический орнамент. Художник
-вазописец Эксекий. Росписи на черном фоне. Самостоятельная работа:
выполнение эскиза геометрического орнамента.
2.4 Древнегреческая скульптура.
Понятие скульптура. Мастер Поликлет. Дорифор. Дискобол. Аполлон.
Скульптуры Праксителя. Лаокоон, Апоксиомен, римские копии.
Самостоятельная работа: просмотр фильмов о древнегреческой скульптуре
Раздел .3 Искусство Древнего Рима.
23

3.1 Искусство Древнего Рима. Рим. Капитолийская Волчица. Римский форум.
Самостоятельная работа: выполнение копии эскиза римского форума.
3.2 Архитектура Древнего Рима.
Архитектура. Колонна Трояна. Пантеон-храм всех богов. Колизей. Акведуки
и термы.
Самостоятельная работа: выполнение эскиза акведуков.
3.3 Колизей
Грандиозный амфитеатр 1 век н.э. Колонны разного типа. Выполнение
эскиза копии Колизея.
Самостоятельная работа: просмотр фильма о Колизее.
3.4 Скульптура Др. Рима.
Скульптурный портрет. Совершенство формы. Мраморный Алтарь мира.
Конная статуя Марка Аврелия, скульптура кулачного бойца.
Самостоятельная работа: лепка пластилином скульптурного портрета.
3.5 Древне-римская живопись.
Помпейские росписи. Фаюмские портреты. Энкаустика и темпера.
Самостоятельная работа; изучение репродукций
Раздел 4. Средневековое искусство
4.1 Искусство Византии.
Византия. Византийский художник. Религиозно-философские воззрения.
Самостоятельная работа: просмотр фильма.
4.2 Раннехристианская архитектура.
Константинополь. Монастырские ансамбли и храмы. Храм Святой Софии.
типы византийских храмов.
Самостоятельная работа: выполнение эскиза храма святой Софии.
4.3 Византийская живопись.
Живопись. Иконография Священного писания.
Убранство церквей. Икона Богоматерь Владимирская.
Самостоятельная работа: зарисовки интерьера церквей.
4.4 Мозаики Равенны.
24

Мозаика. Мавзолей Галлы Плацидии. Церковь Сан-Витале. Мозаика
монастыря Дафни.
Самостоятельная работа: работа с цветной бумагой, выполнение мозаики.
Раздел .5 Средневековое искусство Западной и центральной Европы.
5.1 Искусство варваров.
Раннее средневековье. Каролингский ренессанс. Тип римской базилики. Три
этапа развития: дороманский, романский и готический.
Самостоятельная работа; выполнение эскиза «варварского» орнамента.
5.2 Романское искусство.
Романский стиль. Архитектура. Живопись. Скульптура.
Самостоятельная работа; выполнение эскиза романского стиля.
5.3 Готическое искусство.
Готический храм. Архитектура собора Парижской Богоматери. Скульптура
в немецких храмах. Живопись.
Самостоятельная работа: выполнение эскиза готической архитектуры.
5.4 Искусство средневекового орнамента
Геометрический орнамент. Растительный орнамент. Звериный стиль.
Выполнение эскиза орнамента.
Самостоятельная работа: просмотр фильма.
Раздел.6 Ближний и средний Восток
6.1 Древний Китай
Культура расписной керамики. Миниатюрные сосуды. Период Чжаньго.
Прикладное искусство. Архитектура и скульптура.
Самостоятельная работа: рисунок миниатюрного сосуда.
6.2 Средневековый Китай
4-6 вв. н.э Архитектура и скульптура 7-13 вв. Архитектура. Скульптура .
Живопись 13-18 вв. - архитектура, прикладное искусство. Самостоятельная
работа: выполнение эскиза орнамента.
6.3 Японское искусство.
25

Япония. Архитектура. Скульптура. Живопись. Ксилография. Прикладное
искусство.
Самостоятельная работа: выполнение эскиза японского орнамента
6.4 Индия.
Индийское искусство. Древняя Индия. Скульптура. Архитектура. Живопись.
Самостоятельная работа: просмотр фильма о Индии.
6.5 Искусство Кореи.
Корея. Архитектура. Скульптура. Живопись. Декоративно-прикладное
искусство.
Самостоятельная работа: эскиз архитектуры Кореи.
Раздел.7 Искусство Древней Руси 10 – нач. 15вв.
7.1 Искусство Киевской Руси.
Киевская Русь. Софийский собор в Киеве. Мозаики и фрески Софийского
собора.
Самостоятельная работа: изучение репродукций.
7.2 Искусство Новгорода.
Новгород-вольный город Древней Руси. Софийский собор в Новгороде.
Самостоятельная работа: просмотр фильма о Новгороде.
7.3 Храмы Владимира.
Дмитриевский собор. Успенский собор. Церковь Покрова Богородицы на
Нерли. Георгиевский собор в Юрьеве-Польском. Просмотр видео-фильма о
храмах Новгорода.
Самостоятельная работа: рисунок храма покрова на Нерли.
7.4 Древнерусская иконопись.
Что такое икона. Школы иконописи. «Троица»,
«Распятие». Иконы, посвященные Богоматери.
Самостоятельная работа: экскурсия в храм.
Раздел 8. Искусство эпохи Возрождения
8.1 Италия. Проторенессанс. Джотто ди Боне.
26

Самостоятельная работа: изучение репродукций художников.
8.2 Раннее Возрождение.
Платоновская Академия. Архитектура - Леон Баттиста Альберти.
Скульптура –Донато ди Донателло. Живопись - Мазаччо, Филиппо Липпи.
Самостоятельная работа: просмотр фильма о раннем Возрождении.
8.3 Флоренция последней трети 15 века.
Живопись Сандро Боттичелли. Скульптура- Андреа Верроккьо.
Самостоятельная работа: составление кроссворда о пройденной теме.
8.4 Живопись Средней и Северной Италии.
Пьеро делла Францеска. Андреа Мантенья . Живопись Венеции.
Самостоятельная работа: изучение репродукций.
8.5 Высокое Возрождение.
Архитектура - Донато ди Антонио Браманте , Рафаэль Санти, Микеланджело
Буонарроти.
Самостоятельная работа: просмотр фильма о Высоком Возрождении.
8.6 Леонардо да Винчи
Биография Леонардо. Мадонна Бенуа. Поклонение волхвов. Тайная вечеря.
Мона Лиза. Поздние картины художника. Трактат о живописи.
Леонардо-ученый. Технические проекты. Оптика. Анатомия. Ботаника.
Палеонтология.
Самостоятельная работа: составление кроссворда.
8.7 Венеция.
Золотой век. Архитектура. Живопись. Джорджоне, Тициан.
Самостоятельная работа: работа с репродукциями
8.8 Позднее Возрождение.
Живопись Веронезе, Тинторетто. Самостоятельная работа: выполнение
кроссворда.
8.9 Возрождение в Нидерландах.
Нидерландское искусство. Живопись 15в.- Ян ван Эйк, Иероним Босх.
Живопись 16 века - Питер Брейгель. Просмотр фильма.
Самостоятельная работа: работа с репродукциями.
27

8.10 Возрождение в Германии.
Искусство в Германии. Альбрехт Дюрер. Ганс Гольбейн Младший.
Самостоятельная работа; просмотр фильма.
8.11 Орнаменты эпохи Возрождения.
Орнамент

эпохи

Ренессанса.

Основные

мотивы

орнамента

эпохи

Возрождения. Характерные особенности орнамента. Выполнение рисунка
орнамента эпохи Возрождения.
Самостоятельная работа: выполнение орнамента в цвете.
Раздел.9 Искусство Руси второй половины 15 - 17 вв.
9.1 Ансамбль Московского Кремля.
Московский кремль. Крепость на Боровицком холме. Покровский собор.
Грановитая палата. Колокольня Ивана Великого. Благовещенский собор.
Успенский собор. Архангельский собор. Кремлевские стены. Просмотр
фильма.
Самостоятельная работа: составление кроссворда.
9.2 Своеобразие русской архитектуры. Зодчество.
Русская архитектура. Понятие - зодчество. Шатровый стиль. Шатровая
церковь. Хоромы купцов Строгановых.
Самостоятельная работа: выполнение эскиза русской архитектуры.
9.3 Русская живопись. Дионисий.
Русская иконопись. Дионисий - русский живописец.
Самостоятельная работа: работа с репродукциями
9.4 Иконописец Андрей Рублев.
Биография. Мир Рублева. Произведения. Иконостас Троицкого собора
Андрея Рублева с Даниилом Черным. «Святая Троица».
Самостоятельная работа: просмотр фильма.
9.5 Школа Симона Ушакова.
Творчество Симона Ушакова. Стиль письма. Новатор в православной
иконописи. Работы Ушакова.
Самостоятельная работа: составление кроссворда.
28

9.6 Храмовая архитектура на Руси 16-17вв.
Каменные шатровые храмы. Покровский собор. Борисоглебская
церковь в Борисов - Городке под Можайском. Дмитрий Михайлович
Пожарский, Русское узорочье. Церковь Рождества Богородицы в
Путинках в Москве. Шатровые колокольни - элемент архитектуры
русского храма XVII столетия. Просмотр видеофильма о русской
архитектуре.
Самостоятельная работа: выполнение эскиза храма (узорочье).
9.7 Русская живопись 17 века
Русская живопись - расцвет или упадок. Живописец Назарий Савин.
Стенопись Успенского собора. Школа ярославских мастеров.
Самостоятельная работа: работа с репродукциями.
Раздел 10 Искусство 17 века.
10.1 Искусство Италии.
Италия. Архитектура (Бернини). Скульптура. Живопись (Караваджо).
Болонская Академия.
Самостоятельная работа: составление кроссворда.
10.2 Фландрия.
Период расцвета. Живопись. Питер Пауль Рубенс. Ван Дейк. Фламандский
натюрморт. Жанровая живопись. Андриан Брауэр. Составление кроссворда.
Самостоятельная работа: просмотр фильма.
10.3 Голландия.
Архитектура и скульптура. Живопись. Франс Хальс. Рембрандт. Бытовой
жанр. Пейзажная живопись. Натюрморт.
Самостоятельная работа: выполнение эскиза натюрморта.
10.4 Искусство Испании.
Испанское искусство. Эль Греко. Хосе де Рибера. Диего Родригес де Сильва
Веласкес. Самостоятельная работа: работа с репродукциями.
10.5 Искусство Франции.
29

Первая половина 17 в. Жорж де Латур. Основоположник классицизма
Никола Пуссен. Вторая пол 17 в. Архитектура. Скульптура.
Самостоятельная работа: просмотр фильма.
Раздел 11 Искусство 18 века.
11.1 Искусство Италии.
Архитектура. Живопись. Джованни Баттиста Тьеполо.
Самостоятельная работа: работа с репродукциями.
11.2 Искусство Англии.
Живопись и графика. Уильям Хогарт. Джошуа Рейнольдс. Архитектура.
Прикладное искусство.
Самостоятельная работа: реферат о художниках.
11.3 Искусство Франции.
Архитектура. Рококо. Классицизм. Жак-Анжа Габриель. Живопись. Антуан
Ватто. Жан - Батист Симеон Шарден. Скульптура. Фальконе. Гудон. Анализ
работ художников. Просмотр видеофильма.
Самостоятельная работа: составление кроссворда.
Раздел 12 Искусство 19 века.
12.1 Англия.
Живопись. Джон Констебл. Джозеф Уильям Тернер.
Самостоятельная работа: работа с репродукциями.
12.2 Испания и Франция.
Франциско Гойя. Франция. Конец 18 - нач.19 века. Живопись. Жак Луи
Давид. Архитектура.
12.3 Первая треть 19 в.
Живопись. Энгр. Зарождение романтизма. Борьба с классицизмом. Теодор
Жерико. Делакруа. Скульптура.
Самостоятельная работа: просмотр фильма.
12.4 Середина 19 века.
30

Архитектура.

Изобразительное

искусство.

Оноре

Домье.

Пейзажная

живопись. Камиль Коро. Барбизонцы. Франсуа Милле. Гюстав Курбе.
Самостоятельная работа: просмотр фильма.
12.5 Последняя треть 19 века.
Эдуард Мане. Эдгард Дега. Клод Моне. Огюст Ренуар. Огюст Роден.
Самостоятельная работа: составление кроссворда.
12.6 Германия и Бельгия.
Архитектура.

Живопись.

Каспар

Фридрих.

Адольф

фон

Менцель.

Константин Мёнье.
Самостоятельная работа: просмотр фильма.
Раздел 13 Искусство конца 19-20 веков.
13.1 Западная Европа с конца 19 в. до 1917 г.
Архитектура. Стиль модерн. Живопись. Поль Сезанн. Поль Гоген. Ван Гог.
Составление кроссвордов.
Самостоятельная работа: работа с репродукциями.
13.2 Модернистские течения.
Матисс. Альберт Марке. Кубизм. Футуризм. Экспрессионизм. Пабло
Пикассо. Анализ произведений.
Самостоятельная работа: просмотр фильма.
13.3 Скульптура.
Эмиль Антуан Бурдель. Аристид Майоль. Кубизм в скульптуре.
Самостоятельная работа: работа с репродукциями.
13.4 Графика.
Тулуз-Лотрек.

Альфонс

Муха.

Теофиль-Александр

Стейнлен.

Самостоятельная работа: просмотр фильма.
Раздел 14. Русское искусство 19 века.
14.1 Искусство первой половины 19века
Архитектура. А.Н. Воронихин. Зодчество - А.Н. Захаров. К.И. Росси. А. А.
Монферран. А. К. Брюллов.
31

Самостоятельная работа: выполнение эскиза архитектуры 19 века.
14.2 Скульптура.
Скульпторы; И.П. Мартос., Б. И. Орловский. П. К. Клодт.
Самостоятельная работа: просмотр фильма.
14.3 Живопись.
А. И. Иванов, В. А. Тропинин, О.А. Кипренский. К .П .Брюллов., А. А.
Иванов, П .А. Федотов. Анализ произведений , просмотр видеофильма. .
Самостоятельная работа: составление кроссворда.
14.4 Графика и декоративно –прикладное искусство.
С.Ф. Галактионов., А.А. Агин, камнерезное искусство, фарфоровая пластика.
Самостоятельная работа; просмотр фильма .
14.5 Искусство второй пол.19 века.
Архитектура. А И. Резанов., К.М. Быковский., Д.И. Гримм .
Самостоятельная работа; работа с репродукциями.
14.6 Скульптура
Ф.Ф. Каменский. М.М. Антокольский. Скульпторы - монументалисты.
Самостоятельная работа; просмотр фильма.
14.7 Живопись.
В.Г Перов. И. Н. Крамской, Н.Н. Ге. В.В. Верещагин, И.К. Айвазовский,
А.К. Саврасов, И.И. Шишкин , А.И. Куинджи, И. Е. Репин, В.И. Суриков.,
В.М. Васнецов, В.Д.Поленов. Анализ произведений. Просмотр видеофильма.
Самостоятельная работа; составление кроссворда.
Раздел15 Искусство конца 19-начала 20 века.
15.1 Архитектура и скульптура.
Стилизация. Неоклассицизм. Модерн. Русская скульптура. П.П. Трубецкой,
С.Т. Коненков. Самостоятельная работа; выполнение эскиза стилизации
растений.
15.2 Живопись.

32

К.К. Коровин., В.А. Серов., М.А. Врубель., Н.К. Рерих., Б.М. Кустодиев.,
М.С. Сарьян., М.З. Шагал., К.С. Малевич., З.Е. Серебрякова.
Самостоятельная работа; составление кроссворда.
15.3 Графика.
Эстамп. Графика. А.Н. Бенуа - иллюстратор. Художники «Сатирикона».
Цветной эстамп . Цветная линогравюра.
Самостоятельная работа; выполнение эскиза графическим материалом.
15.4 Декоративно-прикладное искусство.
Стиль Модерн. Русский фарфор. Императорский фарфоровый завод.
Ювелирное искусство. Выполнение эскиза чайного сервиза.
Самостоятельная работа; лепка пластилином ювелирных изделий.
Раздел 16. Искусство революционной России.
16.1 Архитектура и скульптура.
В.Е.

Татлин,

А.В.

Щусев.

Общество

современных

архитекторов.

Скульпторы; Н.А. Андреев. А.Т. Матвеев, В.А. Синайский. Общество
русских скульпторов. Самостоятельная работа; просмотр фильма .
16.2 Живопись.
В.В. Кандинский, П.Н. Филонов, А.Х.Р.Р., «Мир искусства», А.А. Дейнека,
«Круг художников»
Самостоятельная работа; составление кроссворда.
16.3 Графика и декоративно-прикладное искусство.
Плакат. Граттография. Книжная иллюстрация. Роспись фарфоровых
изделий. Художественный

текстиль и костюм. Выполнение эскиза на

заданную тему к иллюстрации.
Самостоятельная работа; выполнение эскиза книжной иллюстрации.
Раздел 17. Искусство середины 20 века.
17.1 Архитектура и скульптура.
Годы сталинизма. Архитектурный проект Дворец Советов. И. Жолтовский.
С. Е. Чернышев. Скульптор М. Г. Манизер. Советская скульптура В.И.
33

Мухиной. С. Коненков. Станковая скульптура. Портретный жанр станковой
скульптуры.
Самостоятельная работа; выполнение кроссворда.
17.2 Живопись.
Советская живопись.

Б.В. Иогансон,

Н.П. Крымов , А.А. Пластов, А.

Дейнека . Кукрыниксы (Куприянов, Крылов, Соколов). Исторический жанр
П. Корин. Портрет - Сарьян, Грабарь, Корин. Просмотр видеофильма.
Самостоятельная работа; работа с репродукциями.
17.3 Графика и декоративно – прикладное искусство.
Графика 30-х годов. Ксилография. Литография. Е.А. Кибрик. Графика
послевоенных лет. Плакат. Эстамп. Станковая гравюра. Палехские мастера.
И.И. Голиков,

И. В. Маркович. Фарфор, художественное стекло.

Выполнение графической работы.
Самостоятельная работа; выполнение эскиза плаката.

III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
По завершении предмета «Беседы об искусстве» и «История
изобразительного

искусства»

обучающиеся

должны

приобрести

следующие знания, умения и навыки:
1. Сформированный комплекс первоначальных знаний об искусстве, его
видах и жанрах, направленный на формирование эстетических взглядов,
художественного

вкуса,

пробуждение

интереса

к

искусству

и

деятельности в сферах искусства.
2. Знание особенностей языка различных видов искусства.
3. Владение первичными навыками анализа произведений искусства.
4. Владение навыками восприятия художественного образа.
5. Формирование навыка логически и последовательно излагать свои мысли,
34

свое отношение к изучаемому материалу.
6. Формирование эстетических норм поведения в пространствах культуры
(библиотеки, выставочные залы, музеи, театры, филармонии и т.д.)
IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК
Аттестация: цели, форма, содержание.
Промежуточная аттестация по программе «Беседы об искусстве»
предусматривает

контроль

успеваемости

учащихся

в

форме

контрольных уроков, которые проводятся во 2-м, 4-м, 6-м ,8-м,
полугодиях. Проверка знаний по изученным разделам программы
может осуществляться в виде тестовых заданий, устного опроса,
подготовки творческого проекта (презентация, сообщение, сочинение,
представление творческой композиции). Контрольный урок проводится
на последнем занятии полугодия в рамках аудиторного занятия в
течение

1

урока.

Оценка работ

учащихся ставится с

учетом

прописанных ниже критериев.

1.

Критерии оценки.

1. Тестовые задания – задания с выбором ответа. Тест составляется из

вопросов изученного курса на уровне «ученик должен знать» (требования к
уровню подготовки обучающихся).
«5» (отлично) – 90%-100% правильных ответов;
«4» (хорошо) – 70%-89% правильных ответов;
«3» (удовлетворительно) – 50%-69% правильных ответов.
2. Устный опрос - проверка знаний в форме беседы, которая предполагает

знание терминологии предмета, выразительных средств искусства, владение
первичными навыками анализа произведений искусства.
«5» (отлично) – учащийся правильно отвечает на вопросы преподавателя,
ориентируется в пройденном материале;
35

«4» – учащийся ориентируется в пройденном материале, допустил 1-2
ошибки;
«3» – учащийся часто ошибался, ответил правильно только на половину
вопросов.
3. Подготовка творческого проекта – форма проверки знаний и умений в

виде выполнения творческого задания, например, подготовка презентации,
сочинения, выполнение творческой композиции.
«5» (отлично) – учащийся демонстрирует высокий уровень владения
материалом, тема проекта полностью раскрыта, оригинальна форма подачи
проекта;
«4» – учащийся ориентируется в пройденном материале, но недостаточно
полно раскрыта тема проекта;
«3»

–

тема

проекта

не

раскрыта,

форма

подачи

не

отличается

оригинальностью.

V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и
учетом уровня развития детей.
Важным условием творческой заинтересованности учащихся является
приобщение детей к посещению художественных выставок, музеев, театров,
проведение экскурсий. Несмотря на направленность программы к развитию
индивидуальных

качеств

личности

каждого

ребенка

рекомендуется

проводить внеклассные мероприятия (организация выставок, проведение
праздников, тематических дней, посещение музеев и др.). Это позволит
объединить и сблизить детский коллектив.
Методические рекомендации педагогическим работникам.
При прохождении программы учебного предмета «Беседы об
искусстве»

и

«Истории

изобразительного
36

искусства»

необходимо

пользование различными пособиями, которые помогают формировать
комплекс знаний, умений и навыков:


наглядно–плоскостные: наглядные методические пособия, карты,
плакаты, фонд работ учащихся, настенные иллюстрации, магнитные
доски, интерактивные доски;



демонстрационные: муляжи, чучела птиц и животных, гербарии,
демонстрационные модели, натюрмортный фонд;



электронные образовательные ресурсы: мультимедийные учебники,
мультимедийные универсальные энциклопедии, сетевые образовательные
ресурсы;



аудиовизуальные: слайд-фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы,
аудио-записи.
Рекомендации по организации самостоятельной работы
обучающихся.
Для

полноценного

усвоения

материала

учебной

программой

предусмотрено введение самостоятельной работы. На самостоятельную
работу учащихся отводится 50% времени от аудиторных занятий, которые
выполняются в форме домашних заданий:
 упражнения к изученным темам;
 рисование с натуры;
 работа в библиотеке, чтение дополнительной литературы;
 подготовка рассказов, сочинений;
 самостоятельный поиск материала и составление презентаций;
 посещение музеев, выставочных пространств, театров.
VI. СПИСКИ УЧЕБНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Учебная литература
1. А.В. Бородина. История религиозной культуры: Основы православной
культуры:

Учебник

для

основной
37

и

старшей

ступеней

общеобразовательных школ, лицеев, гимназий.- М.: Издательский дом
«Покров», 2002.- 256 с., ил.
2. Болотина И. С. Русский натюрморт / И.С. Болотина. - М., 1993
3. Изобразительные мотивы в русской народной вышивке. Музей народного
искусства / - М., 1990
4. История зарубежного искусства; учебник науч- исслед. Ин-т художеств
СССР; под ред. М. т. Кузьминой , н. л. Мальцевой , 3-е доп. изд.-м.;
изобр.искусство ,1983.-488с.,ил.
5. История искусства зарубежных стран: Первобытное общество, Древний
Восток, Античность / под редакцией Доброклонского М.В. и Чубовой
А.П. – М.: Изобразительное искусство, 1981.
6. Кирьянова Е.Г. Прогулки по старой Твери / Е.Г. Кирьянова [и др.]. Тверь, 1998
7. Константинова И.Г. Театр «Ла Скала» / И.Г. Константинова. – Л.:
Музыка, 1989
8. Моран, Анри де. История декоративно-прикладного искусства от
древнейших времен до наших дней. – М.: Искусство, 1982.
9. Неверов О. Культура и искусство античного мира / О. Неверов. - Л., 1981
10. Платонова

Н.И.

Искусство;

энциклопедия,

М.;

ЗАО

«Росмен-издат»,2006,-143с.; ил.-(энциклопедия).
11. Русский народный костюм. Государственный исторический музей. - М.,
1989
12. Русский портрет XVIII - XIX вв. из собрания Московского музея усадьбы Останкино. - М., 1995
13. Фехнер Е.Ю. Голландский натюрморт XVII века / Е.Ю. Фехнер. - М.,
1981
2. Учебно-методическая литература
1. Все о технике: Иллюстрация / - М.: АРТ - РОДНИК, 2002
2.

Изобразительное искусство. Учебное пособие: Основы народного и
декоративно-прикладного искусства / под рук. Т.Я. Шпикаловой. - М.,
1996
38

3. Лопатина, А., Скребцова, М. Краски рассказывают сказки. Как научить
рисовать каждого / А. Лопатина, М. Скребцова. - М.: Амрита - Русь, 2004
4. Никологорская, О. Волшебные краски. Основы художественного ремесла/
О. Никологорская. - М., 1997
3. Методическая литература
1. Иванченко, Г.В. Психология восприятия музыки: подходы, проблемы,
перспективы / Г.В. Иванченко. - М.: Смысл, 2001
2. Изучение языка изобразительного искусства дошкольниками на
примере натюрморта. Методическое пособие для воспитателей детских
садов / - СПб.: Государственный русский музей, 1996
3. Колякина,

В.И.

Методика

организации

уроков

коллективного

творчества. Планы и сценарии уроков изобразительного искусства / В.И.
Колякина. - М.: Владос, 2002
4. Комарова, Т.С. Дети в мире творчества / Т.С. Комарова. - М., 1995
5. Сборник учебно-методических комплексов дисциплин: факультет
художественной

культуры

ФГБОУ

ВПО

«ГАСК»,

кафедра

искусствоведения. Вып. 1: Теория искусства. Для студентов 1–3 курсов /
под общ. ред. А. К. Коненковой. — М.: ГАСК, 2013. — 94 с.

39


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».