2.1.Антикоррупционная политика

1

физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и
государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг
имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо
незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами.
Коррупцией также является совершение перечисленных деяний от имени или в интересах
юридического лица (пункт 1 статьи 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О
противодействии коррупции").
Противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти,
органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного
самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах
их полномочий (пункт 2 статьи 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О
противодействии коррупции"):
а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению
причин коррупции (профилактика коррупции);
б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных
правонарушений (борьба с коррупцией);
в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
Контрагент - любое российское или иностранное юридическое или физическое лицо, с которым
Учреждение вступает в договорные отношения, за исключением трудовых отношений.
Взятка - получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным
лицом публичной международной организации лично или через посредника денег, ценных бумаг,
иного имущества либо в виде незаконных оказания ему услуг имущественного характера,
предоставления иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в пользу
взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные
полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может
способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или
попустительство по службе.
Коммерческий подкуп - незаконная передача лицу, выполняющему управленческие функции в
коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а также незаконные
оказание ему услуг имущественного характера, предоставление иных имущественных прав (в том
числе когда по указанию такого лица имущество передается, или услуги имущественного
характера оказываются, или имущественные права предоставляются иному физическому или
юридическому лицу) за совершение действий (бездействие) в интересах дающего или иных лиц,
если указанные действия (бездействие) входят в служебные полномочия такого лица либо если
оно в силу своего служебного положения может способствовать указанным действиям
(бездействию) (часть 1 статьи 204 Уголовного кодекса Российской Федерации).
Конфликт интересов - ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная)
лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать
меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на
надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных)
обязанностей (осуществление полномочий).
2

Личная заинтересованность работника (представителя организации) - возможность получения
доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного
характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом,
замещающим должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по
предотвращению и урегулированию конфликта интересов, и (или) состоящими с ним в близком
родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также
братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или
организациями, с которыми данное лицо и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или
свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.
3. Основные принципы антикоррупционной деятельности Учреждения
3.1. В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ
"О противодействии коррупции" противодействие коррупции в Российской Федерации
основывается на следующих основных принципах:
1) признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;
2) законность;
3) публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного
самоуправления;
4) неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений;
5) комплексное использование политических, организационных, информационнопропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер;
6) приоритетное применение мер по предупреждению коррупции;
7) сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными
организациями и физическими лицами.
3.2. Система мер противодействия коррупции в Учреждении основывается на следующих
принципах:
а) Принцип соответствия Антикоррупционной политики Учреждения действующему
законодательству и общепринятым нормам: соответствие реализуемых антикоррупционных
мероприятий Конституции РФ, заключенным Российской Федерацией международным договорам,
Федеральному закону от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и иным
нормативным правовым актам, применяемым к Учреждению.
б) Принцип личного примера руководства Учреждения: руководство Учреждения должно
формировать этический стандарт непримиримого отношения к любым формам и проявлениям
коррупции на всех уровнях, подавая пример своим поведением.
в) Принцип вовлеченности работников: активное участие работников Учреждения независимо от
должности в формировании и реализации антикоррупционных стандартов и процедур.
г) Принцип нулевой толерантности: неприятие в Учреждения коррупции в любых формах и
проявлениях.
д) Принцип соразмерности антикоррупционных процедур риску коррупции: разработка и
выполнение комплекса мероприятий, позволяющих снизить вероятность вовлечения Учреждения,
ее руководителей и работников в коррупционную деятельность, осуществляется с учетом степени
выявленного риска.
е) Принцип периодической оценки рисков: в Учреждении на периодической основе
осуществляется выявление и оценка коррупционных рисков, характерных для деятельности
Учреждения в целом и для отдельных ее подразделений в частности.
ж) Принцип обязательности проверки контрагентов: в Учреждении на постоянной основе
осуществляется проверка контрагентов на предмет их терпимости к коррупции, в том числе
осуществляется проверка наличия у них собственных антикоррупционных мероприятий или
политик, их готовность соблюдать требования настоящей Политики и включать в договоры
3

антикоррупционные условия (оговорки), а также оказывать взаимное содействие для этичного
ведения бизнеса и предотвращения коррупции.
з) Принцип открытости: информирование контрагентов, партнеров и общественности о принятых
в Учреждении антикоррупционных стандартах ведения деятельности.
и) Принцип постоянного контроля и регулярного мониторинга: регулярное осуществление
мониторинга эффективности внедренных антикоррупционных стандартов и процедур, а также
контроля за их исполнением.
к) Принцип ответственности и неотвратимости наказания: неотвратимость наказания для
работников Учреждения вне зависимости от занимаемой должности, стажа работы и иных
условий в случае совершения ими коррупционных правонарушений в связи с исполнением
трудовых обязанностей, а также персональная ответственность руководства Учреждения за
реализацию внутриорганизационной антикоррупционной политики.
4. Область применения политики и круг лиц, попадающих под ее действие
4.1. Основным кругом лиц, попадающих под действие Политики, являются работники
Учреждения, находящиеся с ней в трудовых отношениях, вне зависимости от занимаемой
должности и выполняемых функций.
4.2. Положения настоящей Антикоррупционной политики могут распространяться на иных
физических и (или) юридических лиц, с которыми Учреждение вступает в договорные отношения,
в случае если это закреплено в договорах, заключаемых Учреждением с такими лицами.
5. Должностные лица организации, ответственные за реализацию антикоррупционной
политики
5.1. Директор является ответственным за организацию всех мероприятий, направленных на
противодействие коррупции в Учреждении.
5.2. Директор исходя из установленных задач, специфики деятельности, штатной
численности, организационной структуры Учреждения назначает лицо или несколько лиц,
ответственных за реализацию Антикоррупционной политики.
5.3. Основные обязанности лиц, ответственных за реализацию Антикоррупционной
политики:
- подготовка рекомендаций для принятия решений по вопросам противодействия коррупции в
Учреждении;
- подготовка предложений, направленных на устранение причин и условий, порождающих риск
возникновения коррупции в Учреждении;
- разработка и представление на утверждение директору проектов локальных нормативных актов,
направленных на реализацию мер по предупреждению коррупции;
- проведение контрольных мероприятий, направленных на выявление коррупционных
правонарушений работниками организации;
- организация проведения оценки коррупционных рисков;
- прием и рассмотрение сообщений о случаях склонения работников к совершению
коррупционных правонарушений в интересах или от имени иной организации, а также о случаях
совершения коррупционных правонарушений работниками, контрагентами организации или
иными лицами;
- организация работы по заполнению и рассмотрению деклараций о конфликте интересов;
- организация обучающих мероприятий по вопросам профилактики и противодействия коррупции
и индивидуального консультирования работников;
- оказание содействия уполномоченным представителям контрольно-надзорных и
правоохранительных органов при проведении ими инспекционных проверок деятельности
организации по вопросам предупреждения и противодействия коррупции;
4

- оказание содействия уполномоченным представителям правоохранительных органов при
проведении мероприятий по пресечению или расследованию коррупционных преступлений,
включая оперативно-розыскные мероприятия;
- организация мероприятий по вопросам профилактики и противодействия коррупции;
- индивидуальное консультирование работников;
- участие в организации антикоррупционной пропаганды;
- проведение оценки результатов антикоррупционной работы и подготовка соответствующих
отчетных материалов для директора;
6. Обязанности работников и организации, связанные
с предупреждением и противодействием коррупции
6.1. Все работники вне зависимости от должности и стажа работы в Учреждении в связи с
исполнением своих должностных обязанностей должны:
- руководствоваться положениями настоящей Политики и неукоснительно соблюдать ее принципы
и требования;
- воздерживаться от совершения и (или) участия в совершении коррупционных правонарушений в
интересах или от имени Учреждения;
- воздерживаться от поведения, которое может быть истолковано окружающими как готовность
совершить или участвовать в совершении коррупционного правонарушения в интересах или от
имени Учреждения;
- незамедлительно информировать непосредственного руководителя/лицо, ответственное за
реализацию Антикоррупционной политики/руководство Учреждения о случаях склонения
работника к совершению коррупционных правонарушений;
- незамедлительно информировать непосредственного начальника/лицо, ответственное за
реализацию Антикоррупционной политики/руководство Учреждения о ставшей известной
работнику информации о случаях совершения коррупционных правонарушений другими
работниками, контрагентами Учреждения или иными лицами;
- сообщить непосредственному начальнику или иному ответственному лицу о возможности
возникновения либо возникшем у работника конфликте интересов;
7. Реализуемые Учреждением антикоррупционные мероприятия
Направление
Мероприятие
Нормативное обеспечение,
Разработка и принятие кодекса этики и служебного поведения
закрепление стандартов
работников организации
поведения и декларация
намерений
Разработка и внедрение положения о конфликте интересов,
декларации о конфликте интересов
Разработка и принятие правил, регламентирующих вопросы
обмена деловыми подарками и знаками делового гостеприимства
Введение антикоррупционных положений
в трудовые договора работников
Разработка и введение
Введение процедуры информирования работниками работодателя
специальных
о случаях склонения их к совершению коррупционных нарушений
антикоррупционных
и порядка рассмотрения таких сообщений, включая создание
процедур
доступных каналов передачи обозначенной информации
(механизмов "обратной связи", телефона доверия и т. п.)
Введение процедуры информирования работодателя о ставшей
5

Обучение и
информирование
работников

известной работнику информации о случаях совершения
коррупционных правонарушений другими работниками,
контрагентами организации или иными лицами и порядка
рассмотрения таких сообщений, включая создание доступных
каналов передачи обозначенной информации (механизмов
"обратной связи", телефона доверия и т. п.)
Введение процедуры информирования работниками работодателя
о возникновении конфликта интересов и порядка урегулирования
выявленного конфликта интересов
Введение процедур защиты работников, сообщивших о
коррупционных правонарушениях в деятельности организации, от
формальных и неформальных санкций
Ежегодное ознакомление работников под роспись с нормативными
документами, регламентирующими вопросы предупреждения и
противодействия коррупции в организации
Проведение обучающих мероприятий по вопросам профилактики
и противодействия коррупции
Организация индивидуального консультирования работников по
вопросам применения (соблюдения) антикоррупционных
стандартов и процедур

В качестве приложения к настоящей Политике в Учреждения ежегодно утверждается план
противодействия коррупции с указанием сроков его проведения и ответственного исполнителя.
8. Внедрение стандартов поведения работников организации
8.1. В целях внедрения антикоррупционных стандартов поведения среди сотрудников,
в Учреждении устанавливаются общие правила и принципы поведения работников,
затрагивающие этику деловых отношений и направленные на формирование этичного,
добросовестного поведения работников и Учреждения в целом.
Такие общие правила и принципы поведения закрепляются в Кодексе этики и служебного
поведения работников организации, утвержденном директоромУчреждения.
9. Выявление и урегулирование конфликта интересов
9.1. Своевременное выявление конфликта интересов в деятельности работников
Учреждения является одним из ключевых элементов предотвращения коррупционных
правонарушений.
В целях установления порядка выявления и урегулирования конфликтов интересов,
возникающих у работников в ходе выполнения ими трудовых обязанностей, в Учреждении
утверждается Положение о конфликте интересов.
10. Правила обмена деловыми подарками и знаками делового гостеприимства
10.1. В целях исключения оказания влияния третьих лиц на деятельность работников Учреждения
при осуществлении ими трудовой деятельности, а также нарушения норм действующего
антикоррупционного законодательства РФ, в Учреждении утверждаются Правила обмена
деловыми подарками и знаками делового гостеприимства.
11. Оценка коррупционных рисков
11.1. Целью оценки коррупционных рисков является определение конкретных деловых
операций в деятельности Учреждения, при реализации которых наиболее высока вероятность
6

совершения работниками Учреждения коррупционных правонарушений как в целях получения
личной выгоды, так и в целях получения выгоды Учреждения.
11.2. Оценка коррупционных рисков является важнейшим элементом Антикоррупционной
политики. Она позволяет обеспечить соответствие реализуемых антикоррупционных мероприятий
специфике деятельности Учреждения и рационально использовать ресурсы, направляемые на
проведение работы по профилактике коррупции.
12. Консультирование и обучение работников Учреждения
12.1. При организации обучения работников по вопросам профилактики и противодействия
коррупции необходимо учитывать цели и задачи обучения, категорию обучаемых, вид обучения в
зависимости от времени его проведения.
12.2. Цели и задачи обучения определяют тематику и форму занятий. Обучение может, в
частности, проводиться по следующей тематике:
- ознакомление с требованиями законодательства и внутренними документами Учреждения по
вопросам противодействия коррупции и порядком их применения в деятельности Учреждения;
- выявление и разрешение конфликта интересов при выполнении трудовых обязанностей;
- взаимодействие с правоохранительными органами по вопросам профилактики и
противодействия коррупции.
12.3. При организации обучения следует учитывать категорию обучаемых лиц. Стандартно
выделяются следующие группы обучаемых: лица, ответственные за противодействие коррупции в
организации; руководящие работники; иные работники организации. В случае возникновения
проблемы формирования учебных групп в Учреждения обучение в группах может быть заменено
индивидуальным консультированием или проведением обучения совместно с другими
организациями по договоренности.
12.4. В зависимости от времени проведения можно выделить следующие виды обучения:
- обучение по вопросам профилактики и противодействия коррупции непосредственно после
приема на работу;
- обучение при назначении работника на иную, более высокую должность, предполагающую
исполнение обязанностей, связанных с предупреждением и противодействием коррупции;
- периодическое обучение работников Учреждения с целью поддержания их знаний и навыков в
сфере противодействия коррупции на должном уровне;
- дополнительное обучение в случае выявления провалов в реализации антикоррупционной
политики, одной из причин которых является недостаточность знаний и навыков работников в
сфере противодействия коррупции.
12.5. Консультирование по вопросам противодействия коррупции осуществляется в
индивидуальном порядке. В этом случае в Учреждения определяются лица, ответственные за
проведение такого консультирования. Консультирование по частным вопросам противодействия
коррупции и урегулирования конфликта интересов рекомендуется проводить в конфиденциальном
порядке.
13. Меры по предупреждению коррупции при взаимодействии
с организациями-контрагентами и в зависимых организациях
13.1. В антикоррупционной работе Учреждения, осуществляемой при взаимодействии с
организациями-контрагентами, выделяются два направления. Первое из них заключается в
установлении и сохранении деловых отношений с теми организациями, которые ведут деловые
отношения в добросовестной и честной манере, заботятся о собственной репутации,
демонстрируют поддержку высоким этическим стандартам при ведении бизнеса, реализуют
собственные меры по противодействию коррупции, участвуют в коллективных
антикоррупционных инициативах. В этом случае в Учреждении внедряются специальные
процедуры проверки контрагентов в целях снижения риска вовлечения Учрежденияв
коррупционную деятельность и иные недобросовестные практики в ходе отношений с
7

контрагентами. В том числе такая проверка может представлять собой сбор и анализ находящихся
в открытом доступе сведений о потенциальных организациях-контрагентах: их репутации в
деловых кругах, длительности деятельности на рынке, участия в коррупционных скандалах и т. п.
Внимание в ходе оценки коррупционных рисков при взаимодействии с контрагентами уделяется
при заключении сделок слияний и поглощений.
Другое направление антикоррупционной работы при взаимодействии с организациямиконтрагентами заключается в распространении среди организаций-контрагентов программ,
политик, стандартов поведения, процедур и правил, направленных на профилактику и
противодействие коррупции, которые применяются в Учреждении. Определенные положения о
соблюдении антикоррупционных стандартов могут включаться в договоры, заключаемые с
организациями-контрагентами.
13.2. Распространение антикоррупционных программ, политик, стандартов поведения,
процедур и правил осуществляется не только в отношении организаций-контрагентов, но и в
отношении зависимых (подконтрольных) организаций. Учреждение, в частности, обеспечивает
проведение антикоррупционных мер во всех контролируемых ею дочерних структурах.
13.3. В Учреждении осуществляется информирование общественности о степени внедрения
и успехах в реализации антикоррупционных мер, в том числе посредством размещения
соответствующих сведений на официальном сайте Учреждения.
14. Сотрудничество с правоохранительными органами в сфере противодействия коррупции
14.1. Сотрудничество с правоохранительными органами является важным показателем
действительной приверженности Учреждениядекларируемым антикоррупционным стандартам
поведения.
14.2. Учреждениепринимает на себя публичное обязательство сообщать в соответствующие
правоохранительные органы о случаях совершения коррупционных правонарушений, о которых
Учреждению(работникам Учреждения) стало известно.
14.3. Учреждение принимает на себя обязательство воздерживаться от каких-либо санкций
в отношении своих сотрудников, сообщивших в правоохранительные органы о ставшей им
известной в ходе выполнения трудовых обязанностей информации о подготовке или совершении
коррупционного правонарушения.
14.4. Сотрудничество с правоохранительными органами также проявляется в форме:
- оказания содействия уполномоченным представителям контрольно-надзорных и
правоохранительных органов при проведении ими инспекционных проверок деятельности
Учрежденияпо вопросам предупреждения и противодействия коррупции;
- оказания содействия уполномоченным представителям правоохранительных органов при
проведении мероприятий по пресечению или расследованию коррупционных преступлений,
включая оперативно-розыскные мероприятия.
14.5. Руководству Учреждения и ее сотрудникам следует оказывать поддержку в выявлении
и расследовании правоохранительными органами фактов коррупции, предпринимать необходимые
меры по сохранению и передаче в правоохранительные органы документов и информации,
содержащей данные о коррупционных правонарушениях. При подготовке заявительных
материалов и ответов на запросы правоохранительных органов к данной работе привлекаются
специалисты в соответствующей области права.
Руководство и сотрудники не должны допускать вмешательства в выполнение служебных
обязанностей должностными лицами судебных или правоохранительных органов.
15. Ответственность сотрудников за несоблюдение требований антикоррупционной
политики
8

15.1. Учреждениеи все ее сотрудники должны соблюдать нормы действующего
антикоррупционного законодательства РФ, в том числе Уголовного кодекса РФ, Кодекса
Российской Федерации об административных правонарушениях, Федерального закона
от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ "О противодействии коррупции".
15.2. Все работники Учреждения вне зависимости от занимаемой должности несут
ответственность, предусмотренную действующим законодательством РФ, за соблюдение
принципов и требований настоящей Политики.
15.3. Лица, виновные в нарушении требований настоящей Политики, могут быть
привлечены к дисциплинарной, административной, гражданско-правовой и уголовной
ответственности.
16. Порядок пересмотра и внесения изменений в антикоррупционную политику Учреждения
16.1. Учреждение осуществляет регулярный мониторинг эффективности реализации
Антикоррупционной политики. Должностные лица, на которые возложены функции по
профилактике
и
противодействию
коррупции,
ежегодно
представляют
директору
соответствующий отчет, на основании которого в настоящую Политику могут быть внесены
изменения и дополнения.
16.2. Пересмотр принятой Антикоррупционной политики может проводиться в случае
внесения соответствующих изменений в действующее законодательство РФ.

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».